Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 3 сентября 2012 г. N А-184/15-12
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012.
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также - Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
<_>
<_>
в отсутствие представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (поступило ходатайство Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 21.08.2012 N121 о рассмотрении дела NА-184/15-12 в отсутствие представителя Администрации),
рассмотрела дело N А-184/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Воровского, 11) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона N210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона N210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона N210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона N210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона N210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона N210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 N305 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 N423 в приказ от 27.07.2012 N305 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела NА-184-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с пунктом 13 Порядка разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации от 03.04.2012 N642 структурное подразделение органа местного самоуправления, ответственное за разработку административного регламента, обеспечивает опубликование утвержденных административных регламентов путем размещения: на официальном сайте муниципального района; на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан; в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"; в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; на информационных стендах в помещениях для предоставления муниципальной услуги.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://admmeleuz.ru от 27.07.2012, на сайте Администрации во вкладке "Муниципальные услуги", "Реестр муниципальных услуг" размещены следующие Перечни услуг: Базовый перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 23.09.2011 N 1942; Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 15.06.2012 N 1137 (далее - Перечень муниципальных услуг); Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 28.05.2012 N 1009.
В Перечень муниципальных услуг включены 26 муниципальных услуг. Также на сайте Администрации во вкладке "Административные регламенты" размещены 26 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг. Между тем, в Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие муниципальные услуги, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц, другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией. Также в Перечне муниципальных услуг отсутствуют муниципальные услуги по переводу жилого помещения в нежилое и т. п. Административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не утверждены. По состоянию на 27.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения о 6 муниципальных услугах: выдача разрешения на установку рекламной конструкции, выдача разрешения на право организации розничного рынка; исполнение запросов архивным отделом Администрации; организация библиотечного, информационного, справочно-библиографического обслуживания населения; выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; реализация основных направлений государственной поддержки молодых граждан в сфере воспитания и развития, охраны здоровья, реализации права на труд, поддержки молодых семей; выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, у Администрации на официальных сайтах в сети Интернет отсутствуют сведения по ряду муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией; сведения по административным регламентам предоставления муниципальных услуг, связанных с вопросами предоставления земельных участков заявителям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 30.07.2012 о назначении дела NА-184/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Документы представлены письмом от 09.08.2012 N117. Также посредством факсимильной связи от Администрации получено ходатайство, подписанное первым заместителем главы Администрации Р.Н. Шамсутдиновым, о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Комиссией ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Администрации от 03.04.2012 N642 утверждены Единые требования к предоставлению муниципальных услуг в муниципальном районе Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - Требования), Порядок разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг и Типовой административный регламент предоставления муниципальных услуг.
Согласно пункту 6 Требований информация о муниципальной услуге предоставляется посредством телефонной связи, информационно-телекоммуникационных сетей, порталов государственных и муниципальных услуг, информационных стендов в помещениях органов местного самоуправления, организациях муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан; публикаций в средствах массовой информации; иных справочно-информационных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Просмотрев сайт www.gosulugi.ru на предмет размещения Администрацией сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг и сведения о муниципальных услугах по Мелеузовскому району Республики Башкортостан Комиссия установила, что указанном сайте по состоянию на 21.08.2012 размещены сведения о 26 муниципальных услугах, соответствующих Перечню муниципальных услуг муниципального района Мелеузовский район РБ. В материалы дела были представлены копии постановлений об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг с приложением административных регламентов. По состоянию на 21.08.2012 Администрацией утверждены 26 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Вышеуказанные административные регламенты размещены на официальном сайте Администрации в разделе "Муниципальные услуги". Информация об административных регламентах включена в реестр муниципальных услуг в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее. В Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие услуги как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам для различных целей; выдача ордеров на проведение земляных работ; продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства перевод жилого помещения в нежилое и другие муниципальные услуги.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона N131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Решением Совета муниципального района от 27.12.2005 N 67 утверждено Соглашение о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и городу Мелеузу (далее - КУС по Мелеузовскому району РБ) и Администрации по вопросам управления и распоряжения имуществом.
Согласно данному Соглашению КУС по Мелеузовскому району РБ от имени муниципального образования осуществляет функции в сфере гражданских и иных правоотношений по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также земельными участками до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми республиканскими законами переданы муниципальным образованиям, в том числе: подготовку документации, а также проектов решений муниципального образования и заключение договоров аренды, купли-продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального образования; подготовку документации, в том числе проектов решений муниципального образования, и заключение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного (срочного) пользования, залога (ипотеки) земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на основании решения или поручения главы Муниципального образования, принятого в сфере его компетенции, установленной законодательством; подготовку документов и осуществление приватизации объектов муниципальной собственности, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, на основании принятых решений органов местного самоуправления; организацию работ по подготовке и представлению в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан сведений о земельных участках, подлежащих отнесению к собственности муниципальных образований, для целей разграничения государственной собственности на землю; осуществление контроля за использованием по назначению земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, переданными в аренду и иное пользование юридическим лицам.
Таким образом, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений, должны быть разработаны и приняты Администрацией. Информация о них должна быть включена в реестр муниципальных услуг. Однако, исходя из представленных документов и материалов, просмотра сайтов Администрации в сети Интернет и Портала государственных и муниципальных услуг, Комиссия делает вывод о том, что вышеуказанные административные регламенты Администрацией не разработаны и не утверждены.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений, в установленный федеральным законодательством срок; в отсутствии сведений о предоставлении вышеуказанных муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона N135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Воровского, 11), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений в установленный федеральным законодательством срок и не размещении их на сайте Администрации в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации о вышеуказанных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N130-А-184/15-12
03.09.2012, г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<_>
<_>
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу NА-184/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Воровского, 11) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, в части не утверждения административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений в установленный федеральным законодательством срок и не размещении их на сайте Администрации в сети Интернет; отсутствия доступа к информации о вышеуказанных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений; разместить на официальных сайтах в сети Интернет вышеуказанные административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 сентября 2012 г. N А-184/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016