Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
N 07-18/2012-034 (опубликовано 5 сентября 2012 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<_> рассмотрев дело N 07-18/2012-034, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствии лица, а также его представителей, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ИП Комиссаровой Е.Н. <_> ИП Комиссарова Е.Н. была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Шуя, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Шуя по ул. Кооперативная, д. 12 размещается реклама следующего содержания: "АВТОСАЛОН "АВТОточка" продажа/ покупка/ обмен/ комиссия автострахование/ кредит/ срочный выкуп. Ул. Кооперативная, 12 тел.: 8-906-5151-676".
Данная реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно части 6 и части 7 статьи 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Комиссарова Екатерина Николаевна.
ИП Комиссаровой Е.Н. были представлены письменные пояснения, согласно которым услуги автострахования, указанные в рекламе, предоставляет ООО "Росгосстрах", а слово "кредит" было включено в рекламу ошибочно, следовательно, помимо нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
За нарушение требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Рекламодателем является ИП Комиссарова Е.Н.
Ивановским УФАС России по данному факту 09 августа 2012 года было возбуждено дело N 07-18/2012-034 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация "АВТОСАЛОН "АВТОточка" продажа/ покупка/ обмен/ комиссия автострахование/ кредит/ срочный выкуп. Ул. Кооперативная, 12 тел.: 8-906-5151-676" подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой, страховой услугам, оказываемым в автосалоне "АВТОточка" (ИП Комиссарова Е.Н.);
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: автосалону "АВТОточка" (ИП Комиссарова Е.Н.) и реализуемому товару, а также к различным услугам, в том числе, к финансовой услуге по предоставлению кредита, а также по автострахованию.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что упоминание о кредите в тексте рекламы направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товаром, к возможности покупки товара в кредит. Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты воспользовались услугой по предоставлению кредита. Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания не только к товару и его продавцу, но и к финансовой услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.
В письменных пояснениях ИП Комиссарова Е.Н. сообщила, что кредиты в автосалоне не выдавались, договоры на оказание кредитных услуг с финансовыми организациями не заключались, проводились лишь устные консультации о дальнейшем партнерстве.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. В рассматриваемой рекламе присутствовало условие о возможности приобретения товара в кредит, хотя данная финансовая услуга ИП Комиссаровой Е.Н. не оказывается. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе недостоверная реклама не допускается.
Таким образом, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае упоминание в рекламе о предоставлении кредита является недостоверной информацией, так как ИП Комиссарова Е.Н. не оказывает услуг по предоставлению кредита и не заключал никаких соглашений с финансовыми организациями об оказании данной услуги.
Данный факт свидетельствует о нарушении п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
За нарушение требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Рекламодателем в данном случае является ИП Комиссарова Е.Н.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Автострахование является финансовой услугой, так как оказывается финансовой организацией и связано с привлечением денежных средств. В рассматриваемом случае данное обстоятельство подтверждается и тем, что ИП Комиссаровой Е.Н. был представлен договор о сотрудничестве с ООО "Росгосстрах" (договор N 3-2012 на оказание агентских услуг по страхованию от 03.04.2012).
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организации, предоставляющей соответствующие услуги.
В части 1 статьи 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена ИП Комиссаровой Е.Н.
Таким образом, в размещенной рекламе должно было быть указано наименование лица, предоставляющего финансовую услугу по автострахованию, что сделано не было. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет ответственность, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Комиссарова Е.Н.
ИП Комиссарова Е.Н. на рассмотрение дела N 07-18/2012-034, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не явилась. ИП Комиссарова Е.Н. была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела N 07-18/2012-034, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что подтверждается почтовым уведомлением N 15300053590902 о вручении заказного письма.
Ходатайства об отложении рассмотрения дела N 07-18/2012-034, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от ИП Комиссаровой Е.Н. не поступало.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вина за распространение ненадлежащей рекламы лежит на рекламодателе и рекламораспространителе - ИП Комиссаровой Е.Н.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "АВТОСАЛОН "АВТОточка" продажа/ покупка/ обмен/ комиссия автострахование/ кредит/ срочный выкуп. Ул. Кооперативная, 12 тел.: 8-906-5151-676", распространяемую ИП Комиссаровой Е.Н., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Комиссаровой Е.Н. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно требований ч. 1 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
< Подписи членов комиссии >
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N 07-18/2012-034 (опубликовано 5 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016