Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 1 июля 2014 г. N 1-00-285/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 1-00-285/77-14 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:, пересмотревшая решение от 07.03.2014 по делу N 1-00-285/77-14, вынесенное в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по жалобе ОАО "Хабаровский речной торговый порт" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ОАО "БетЭлТранс" (далее - ОАО "БЭТ", Организатор торгов), выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию Заявителя, а также в нарушении Организатором торгов норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку инертных материалов в адрес заводов-филиалов ОАО "БЭТ" в 2014 году (реестровый номер N 31300768667, лот N 8) (далее - Конкурс), установила:
Вх. N 5954 от 27.02.2014 в адрес Московского УФАС России поступила жалоба ОАО "Хабаровский речной торговый порт", перенаправленная из ФАС России (исх. N АЦ/6647/14 от 25.02.2014).
07.03.2014 Комиссией Московского УФАС России жалоба ОАО "Хабаровский речной торговый порт" была оставлена без рассмотрения в виду того, что Заявителем нарушены сроки обжалования в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а именно: жалоба Заявителя поступила в ФАС России 24.02.2014 (вх. N 18399/14 от 24.02.2014), в то время как Протокол заседания Конкурсной комиссии о подведении итогов N 176 опубликован на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 06.02.2014, то есть по истечении предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции десятидневного срока на обжалование действий Организатора торгов.
Более того, Организатором торгов на заседании Комиссии представлен договор от 12.02.2014, заключенный по результатам проведения Конкурса.
Вместе с тем, в Московское УФАС России поступили сведения от ФАС России, содержащие указание на то, что первоначальная жалоба ОАО "Хабаровский речной торговый порт" поступила в антимонопольный орган 17.02.2014.
Следовательно, основания для оставления жалобы без рассмотрения у Московского УФАС России отсутствовали.
Согласно части 1 статьи 51.2 Закона о защите конкуренции, решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных указанной статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
Между тем, Комиссией установлено следующее.
По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно отказано в допуске к участию в Конкурсе ОАО "Хабаровский речной торговый порт".
В соответствии с протоколом заседания экспертной группы N 2/14/2 от 05.02.2014 ОАО "Хабаровский речной торговый порт" по лоту N 8 представил финансово-коммерческое и техническое предложение, в составе своей конкурсной заявки не соответствующие требованиям технического задания конкурсной документации.
Конкурсная заявка ОАО "Хабаровский речной торговый порт" по лоту N 8 отклоняется и далее не рассматривается.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что в составе технического предложения участник указал ГОСТы не соответствующие Техническому заданию Конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 10 статьи 4 Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Перечень документов, представляемых в составе конкурсной заявки установлен пунктом 2.3 Конкурсной документации, в том числе надлежащим образом оформленное приложение N 3 к Конкурсной документации.
Приложение N 3 "Финансово-коммерческое предложение по лоту N__" содержит форму для предоставления участником сведений о поставляемом товаре.
Согласно изменениям Конкурсной документации, опубликованным на Официальном сайте 15.01.2014, Приложение N 9 по лоту N 8 содержит указание на поставку смеси песчано-гравийной для строительных работ (с доставкой до завода), соответствующей ГОСТу 26633 и ГОСТу 8736-93.
В свою очередь, в ходе документального анализа заявки ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Комиссией установлено, что участником предложена к поставке смесь, соответствующая ГОСТу 23735-79 и ГОСТу 8735.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что ГОСТ 26633, указанный в Техническом задании не применяется в настоящее время.
Данный довод является несостоятельным в виду того, что Комиссией установлено, что ГОСТ 26633-2012 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1975-ст) является действующим.
Таким образом, заявка ОАО "Хабаровский речной торговый порт" не соответствует требованиям Технического задания Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2.6.12 Конкурсной документации претендент не допускается к участию в конкурсе в случае, в том числе, несоответствия конкурсной заявки предусмотренным конкурсной документацией требованиям.
Следовательно, жалоба Заявителя в указанной части является необоснованной.
Относительно доводов Заявителя о нарушении Организатором торгов требований Закона о размещении заказов, Комиссия поясняет следующее.
Открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку инертных материалов в адрес заводов-филиалов ОАО "БЭТ" в 2014 году (реестровый номер N 31300768667, лот N 8) проведен в соответствии с Законом о закупках, требования Закона о размещении заказов не подлежат применению при проведении Конкурса.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Организатором торгов положений Закона о размещении заказов в части установления квалификационных требований, порядка дачи разъяснений Конкурсной документации, отсутствия указания на источник финансирования заказа, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, порядка ее формирования несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности открытого акционерного общества "БетЭлТранс" (далее - Положение о закупках) утверждено Протоколом от 30.11.2012 г. N 9.
В соответствии с пунктом 113 Положения о закупках Организатор вправе вносить изменения в конкурсную документацию. Изменения могут быть внесены не позднее 2 дней до окончания срока подачи заявок.
Согласно пункту 1.3.1 Конкурсной документации в любое время, но не позднее, чем за 5 (пять) дней до окончания срока подачи конкурсных заявок, в том числе, по запросу лица, зарегистрированного на ЭТЗП, могут быть внесены дополнения и изменения в извещение о проведении открытого конкурса и в настоящую конкурсную документацию.
Требований о продлении срока подачи заявок при внесении изменений в Конкурсную документацию не установлено.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Первоначальная редакция Конкурсной документации опубликована на Официальном сайте 19.12.2013. Срок окончания подачи заявок - 30.01.2014. 15.01.2014 (т. е. за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок) в Конкурсную документацию были внесены изменения.
Таким образом, в действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения Положения о закупках, Конкурсной документации в указанной части.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 51.2 Закона о защите конкуренции, Комиссия, определила:
1. Внести изменения в мотивировочную часть решения по делу N 1-00-285/77-14 путем изложения в следующей редакции:
"В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности открытого акционерного общества "БетЭлТранс" (далее - Положение о закупках) утверждено Протоколом от 30.11.2012 г. N 9.
Извещение и Конкурсная документация опубликованы на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 19.12.2013. 15.01.2014 в Конкурсную документацию были внесены изменения.
В соответствии с протоколом заседания экспертной группы N 2/14/2 от 05.02.2014 ОАО "Хабаровский речной торговый порт" по лоту N 8 представил финансово-коммерческое и техническое предложение, в составе своей конкурсной заявки не соответствующие требованиям технического задания конкурсной документации.
Конкурсная заявка ОАО "Хабаровский речной торговый порт" по лоту N 8 отклоняется и далее не рассматривается.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что в составе технического предложения участник указал ГОСТы не соответствующие Техническому заданию Конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Перечень документов, представляемых в составе конкурсной заявки установлен пунктом 2.3 Конкурсной документации, в том числе надлежащим образом оформленное приложение N 3 к Конкурсной документации.
Приложение N 3 "Финансово-коммерческое предложение по лоту N__" содержит форму для предоставления участником сведений о поставляемом товаре.
Согласно изменениям Конкурсной документации, опубликованным на Официальном сайте 15.01.2014, Приложение N 9 по лоту N 8 содержит указание на поставку смеси песчано-гравийной для строительных работ (с доставкой до завода), соответствующей ГОСТу 26633 и ГОСТу 8736-93.
В свою очередь, в ходе документального анализа заявки ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Комиссией установлено, что участником предложена к поставке смесь, соответствующая ГОСТу 23735-79 и ГОСТу 8735.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что ГОСТ 26633, указанный в Техническом задании не применяется в настоящее время.
Данный довод является несостоятельным в виду того, что Комиссией установлено, что ГОСТ 26633-2012 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1975-ст) является действующим.
Таким образом, заявка ОАО "Хабаровский речной торговый порт" не соответствует требованиям Технического задания Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2.6.12 Конкурсной документации претендент не допускается к участию в конкурсе в случае, в том числе, несоответствия конкурсной заявки предусмотренным конкурсной документацией требованиям.
Следовательно, жалоба Заявителя в указанной части является необоснованной.
Относительно доводов Заявителя о нарушении Организатором торгов требований Закона о размещении заказов, Комиссия поясняет следующее.
Открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку инертных материалов в адрес заводов-филиалов ОАО "БЭТ" в 2014 году (реестровый номер N 31300768667, лот N 8) проведен в соответствии с Законом о закупках, требования Закона о размещении заказов не подлежат применению при проведении Конкурса.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Организатором торгов положений Закона о размещении заказов в части установления квалификационных требований, порядка дачи разъяснений Конкурсной документации, отсутствия указания на источник финансирования заказа, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, порядка ее формирования несостоятельны.
В соответствии с пунктом 113 Положения о закупках Организатор вправе вносить изменения в конкурсную документацию. Изменения могут быть внесены не позднее 2 дней до окончания срока подачи заявок.
Согласно пункту 1.3.1 Конкурсной документации в любое время, но не позднее, чем за 5 (пять) дней до окончания срока подачи конкурсных заявок, в том числе, по запросу лица, зарегистрированного на ЭТЗП, могут быть внесены дополнения и изменения в извещение о проведении открытого конкурса и в настоящую конкурсную документацию.
Требований о продлении срока подачи заявок при внесении изменений в Конкурсную документацию не установлено.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Первоначальная редакция Конкурсной документации опубликована на Официальном сайте 19.12.2013. Срок окончания подачи заявок - 30.01.2014. 15.01.2014 (т. е. за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок) в Конкурсную документацию были внесены изменения.
Таким образом, в действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения Положения о закупках, Конкурсной документации в указанной части".
2. Внести изменения в резолютивную часть решения по делу N 1-00-285/77-13 путем изложения пунктов 1,2 в следующей редакции:
"1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса необоснованной.
2. Снять ограничения с Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России за исх. N ИШ/5971 от 05.03.2014".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2014 г. N 1-00-285/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016