Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия
N 08-114-135/2014 (опубликовано 17 апреля 2015 г.)
Ответчик: ОАО "Газпром газораспределение Элиста" Заявитель: Решение по делу N 08-114-135/2014 г. Элиста Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2015 г. В полном объеме решение изготовлено 16 апреля 2015 г. Комиссия УФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии - Сангаджиева М.В.- руководитель Калмыцкого УФАС России; Ностаева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России, Дорджиев Б.М. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России, В отсутствии надлежаще уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчика и заявителя, рассмотрев дело N 08-114-135/2014, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Элиста", находящимся по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, д. 272, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения поставки газа 01.07.2014 г. абоненту по адресу: без законных оснований, установила: Установила: В Калмыцкое УФАС поступило обращение гражданки в отношении ОАО "Газпром газораспределение Элиста". В котором указывается, что 01.07.2014 г. без предупреждения или уведомления было произведено отключение газа по адресу:. Приказом N 241 от 22.10.2014 г. было возбуждено дело N 08-114-135/2014 по признакам нарушения ОАО "Газпром газораспределение Элиста" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения поставки газа 01.07. 2014 г. абоненту по адресу: без законных оснований. Определением от 22.10.2014 г. рассмотрение дела было назначено на 06.11.2014 г. Определением от 06.11.2014 г. в связи с необходимостью исследования дополнительных документов рассмотрение дела отложено до 13.11.2014 г. 12.11.2014 г. поступило ходатайство ОАО "Газпром газораспределение Элиста" о приостановлении рассмотрения дела N 08-114-135/2014 до рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия. Ходатайство удовлетворено. Определением от 09.02.2015 г. рассмотрение дела N 08-114-135/2014 возобновлено и назначено к рассмотрению на 24.02.2015 г. 24.02.2015 г. поступило ходатайство ОАО "Газпром газораспределение Элиста" об отложении рассмотрения дела в связи с подачей кассационной жалобы на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия по делу N 33-923/2014 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 15.01.2015 г. Рассмотрение дела N 08-114-135/2014 отложено на 17.03.2015 г. 17.03.2015 г. поступило ходатайство ОАО "Газпром газораспределение Элиста" о приостановлении рассмотрения дела N 08-114-135/2014 до рассмотрения кассационной жалобы Президиумом Верховного суда Республики Калмыкия. Ходатайство удовлетворено. 03.04.2015 г. рассмотрение дела N 08-114-135/2014 возобновлено и назначено к рассмотрению на 14.04.2015 г. 14.04.2015 г. на рассмотрение дела ответчик и заявитель не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела стороны были надлежаще уведомлены. Изучив материалы и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему выводу. По адресу заявителя: установлен прибор учета газа марки СFМР-G6 2001 года выпуска. Ответчик поставлял по адресу заявителя природный газ. Уведомлением от 01.10.2013 г. ОАО "Калмгаз" уведомило заявителя о необходимости проведения поверки прибора учета газа, в связи с истечением срока межпроверочного интервала. Был произведен перерасчет по нормативам потребления газа за полгода на сумму 15711 руб. 34 коп. 24.10.2013 г. по адресу заявителя произведена замена прибора учета газа (акт на установку газового счетчика от 24.10.2013 г.). Уведомлением от 03.06.2014 г. ОАО "Газпром газораспределение Элиста" уведомило заявителя о задолженности и возможном ограничении поставки газа. 01.07.2014 г. ОАО "Газпром газораспределение Элиста" прекратило поставку газа по адресу заявителя (акт от 01.07.2014 г.). Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29.09.2014 г. по делу N 33-923/2014 действия ответчика по отключению газа были признаны незаконными. С 30.09.13г. ОАО "Калмгаз" был переименован в ОАО "Газпром газораспределение Элиста". ОАО "Калмгаз" входит в реестр хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на рынке газоснабжения с долей более 65% этого рынка на основании приказа от 02.06.2000 N187.
Между тем согласно п. 23 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства от 27.07.2008 г. N 549 (далее Правила) поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 Правил. Пунктом 28 Правил установлено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев. Согласно п. 30 Правил объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. В случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года. А если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа (п. 31 Правил). Таким образом, законодатель установил исчерпывающий перечень случаев, когда поставщик газа вправе при наличии приборов учета газа определять объем потребленного газа по нормативам его потребления - это нарушение целостности пломб, неисправность прибора учета газа, в периоды демонтажа или ремонта газового счетчика и непредставления абонентом сведений о показаниях прибора учета газа. Такого основания для начисления оплаты за газ по нормативам как нарушение срока поверки газового счетчика положениями пунктов 28, 30 и 31 Правил не предусмотрено. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" - Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Таким образом, ОАО "Газпром газораспределение Элиста" злоупотребило своим доминирующим положением, прекратив без законных оснований поставку газа 01.07.2014 г. по адресу:. Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО "Газпром газораспределение Элиста", по прекращению поставки газа 01.07.
2014 г. абоненту по адресу: без законных оснований, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1,2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать ОАО "Газпром газораспределение Элиста", находящимся по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, д. 272 нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения поставки газа 01.07. 2014 г. абоненту по адресу: без законных оснований; 2. Предписание ОАО "Газпром газораспределение Элиста" в связи с нецелесообразностью не выдавать. Председатель Комиссии Сангаджиева М.В. Члены Комиссии: Дорджиев Б.М. Ностаева Н.В. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия N 08-114-135/2014 (опубликовано 17 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016