Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 7-1/301 (опубликовано 11 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей ООО "ОПТЭК"; Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, рассмотрев материалы дела N 7-1/301 о нарушении Уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края и Заказчиком - Краевым государственным казенным учреждением "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (далее - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края") требований Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ОПТЭК" на действия Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и Заказчика - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на оснащение объекта капитального строительства "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" г.Хабаровск (2-я очередь). Первый пусковой комплекс" гистологическим оборудованием, выразившиеся в нарушении положений Закона о размещении заказов при формировании документации об аукционе в электронной форме.
Суть жалобы ООО "ОПТЭК" сводится к следующему:
1. В технической части документации об аукционе установлены требования, ведущие к ограничению количества участников размещения заказа. Совокупность отдельных требований отражает технические характеристики оборудования производства Leica, что создает возможность для участия в торгах исключительно поставщикам, реализующим товар производства Leica и Miestone. По мнению заявителя, данные характеристики относятся к конструктивным и технологическим особенностям закупаемого оборудования, не влияя на его функциональные и технические характеристики, а также результаты работы;
2. В п.12 информационной карты и п.2.6 проекта контракта установлено, что при поставке товара его безопасность должна подтверждаться санитарно-эпидемиологическими заключениями о соответствии санитарным правилам. Заявитель ссылается на письмо Роспотребнадзора N 01/9646-0-32 от 29.06.2010, в котором говорится о прекращении выдачи санитарно-эпидемиологических заключений с 1 июля 2010 года, на основании чего считают требование о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения, установленное в документации аукциона, не правомерным.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка деятельности уполномоченного органа и заказчика на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказов, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002512002496 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оснащение объекта капитального строительства "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" г.Хабаровск (2-я очередь). Первый пусковой комплекс" гистологическим оборудованием размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края 04 сентября 2012 года. Заказчиком указано КГКУ "Служба заказчика Минстроя края". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 608 000 рублей. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 04.09.2012 в 09:00 часов по местному времени.
Жалоба ООО "ОПТЭК" отправлена посредством факсимильной связи 03 сентября 2012 года в 15.44 часов по московскому времени, следовательно, подана в установленные Законом о размещении заказов сроки.
Уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края представлен мотивированный отзыв по существу жалобы, в котором даны следующие пояснения.
Технические характеристики закупаемого оборудования установлены исходя из потребности заказчика. Выводы заявителя об уникальности характеристик оборудования, установленных в аукционной документации, считают несостоятельными и бездоказательными, поскольку на рынке существует несколько моделей гистологического оборудования с характеристиками, указанными в документации данного аукциона.
Требования к габаритам и весу оборудования так же установлены в связи с особенностями отделения, лабораторной мебели больничного корпуса КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2".
Также отметили, что в целях расширения круга участников размещения заказа в Техническом задании не уста-новлены торговые наименования товара, а преимущественное количество технических характеристик указаны в виде значений "не более" и "не ме-нее".
Положениями аукционной документации установлены требования к безопасности товара, поэтому предусмотрено предоставление сани-тарно-эпидемиологического заключения при поставке товара. По мнению уполномоченного органа, данное положение аукционной документации соответствует требо-ваниям действующего законодательства, в том числе, Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических эксперти-зах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, ги-гиенических и иных видах оценок", зарегистрированному в Минюсте РФ 20.07.2007 N 9866.
Заказчиком потребность в оборудовании с техническими характеристиками, прописанными в документации аукциона, обоснована представленными выкопировкой из проектной документации на строительство объекта "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" г.Хабаровск (2-я очередь) и положительным заключением государственной экспертизы по объекту "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" г.Хабаровск (2-я очередь). Первый пусковой комплекс".
КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2", как заинтересованным лицом (в дальнейшем - пользователь закупаемого гистологического оборудования), также предоставлены в Хабаровское УФАС России пояснения по существу жалобы, где прописано, что Заказчиком установлены требования к поставляемому товару в соответствии с диагностическими задачами и потребностями паталогоанатомического отделения КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края, приведена сравнительная таблица с моделями и наименованиями производителей оборудования, которые подходят под закупаемое гистологическое оборудование.
Представитель заявителя на рассмотрении дела доводы жалобы поддержал в полном объеме, приобщив к материалам дела дополнение к жалобе ООО "ОПТЭК" в виде таблицы сравнения технических параметров имеющегося на рынке гистологического оборудования с характеристиками оборудования, указанными в документации об аукционе.
На рассмотрении дела Комиссией Хабаровского УФАС России представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
В результате изучения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме и иных материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств размещения заказа, заслушав доводы представителей, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Извещением и п.2 части III "Информационная карта" документации об аукционе определено, что предметом размещаемого заказа является оснащение объекта капитального строительства "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" г.Хабаровск (2-я очередь). Первый пусковой комплекс" гистологическим оборудованием.
Пунктом 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, определено, что Государственный заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по оснащению объекта капитального строительства "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2 г. Хабаровск (2-я очередь). Первый пусковой комплекс" гистологическим оборудованием в соответствии со Спецификацией (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта. В пункте 1.2 этого же раздела прописано, что оснащение включает в себя поставку, монтаж и наладку Оборудования, ввод в эксплуатацию Оборудования, инструктаж (обучение) специалистов эксплуатирующей организации, осуществляющих использование и обслуживание Оборудования, гарантийное техническое обслуживание поставленного Оборудования.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить, в том числе, конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
В силу указанных норм, в разделе IV "Техническая часть" документации об аукционе установлены требования к гистологическому оборудованию по характеристикам, соответствующим потребностям заказчика и конечного пользователя, указаны требуемые значения и величины параметров в максимальных и (или) минимальных значениях в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Документально заказчик подтвердил, что необходимо оборудование именно с характеристиками, указанными в техническом задании.
Заказчиком дано обоснование своих потребностей: в аукционной документации параметры оборудования установлены в соответствии с проектно-сметной документацией строящегося объекта, которая прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение. В спецификации оборудования указаны тип и марка оборудования с техническими характеристиками, указанными в техническом задании.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов, под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Следовательно, заказчик наделен правом самостоятельно определять свои потребности (нужды) и их содержание, требования к качеству товаров, с обязательным указанием отдельных условий исполнения контракта.
Государственным заказчиком и уполномоченным органом на размещение заказов представлены обоснования требований технического задания.
Таким образом, комиссия Хабаровского УФАС России в данной части жалобы не усматривает в действиях государственного заказчика и уполномоченного органа при составлении аукционной документации нарушений законодательства о размещении заказов.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи должна содержать, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности.
В п.12 "Требования к безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара" части III "Информационная карта" документации об аукционе указано, безопасность оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 50444-92 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" и подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам. Оборудование должно быть зарегистрировано и допущено к медицинскому использованию на территории РФ в установленном законодательством порядке.
Пунктом 2.6 раздела 2 "Сведения о товаре. Упаковка. Маркировка" проекта государственного контракта определено, что поставка оборудования должна сопровождаться надлежаще оформленными документами, подтверждающими факт поставки Оборудования (товарная накладная, счет-фактура), безопасность (санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) Оборудования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.06.2010 N 01/9646-0-32 "О вступле-нии в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам" (далее - Письмо Роспотребнадзора), официально не опубликованному, на которое в своей жалобе ссылается ООО "ОПТЭК", с 1 июля 2010 го-да прекращается выдача санитарно-эпидемиологических заключений о со-ответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также свидетельств о государственной регист-рации территориальными органами Роспотребнадзора.
Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 12.08.2010) "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (далее - Приказ N 224) утверждены Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1), Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2) и Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3).
В п. 2 приложения N 2 Приказа N 224 прописано, что выдача санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется исключительно руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и заместителями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместителями главного государственного врача Российской Федерации и установлен перечень продукции, на которую выдаются санитарно-эпидемиологические заключения, в том числе, в пункте 6 указана медицинская техника, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о несоответствии требований п. 12 Информационной карты и п.2.6 проекта контракта аукционной документации законодательству является несостоятельным.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа и государственного заказчика нарушений Закона о размещении заказа не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60, 62 Закона о размещении заказов, решила:
Признать жалобу ООО "ОПТЭК" на действия Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Заказчика - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" по проведению открытого аукциона в электронной форме на оснащение объекта капитального строительства "Больничный корпус КГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" г.Хабаровск (2-я очередь). Первый пусковой комплекс" гистологическим оборудованием необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 7-1/301 (опубликовано 11 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016