Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия
от 5 сентября 2012 г. N 06-08-12
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии Джиоев Б. М. - руководитель управления
Члены Комиссии Дмитриева Е. П.- главный специалист
отдела антимонопольного контроля
финансовых рынков и рекламы
Гиголаев С. В. - ведущий специалист
отдела антимонопольного контроля
финансовых рынков и рекламы
рассмотрев дело N 06-08-12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту предоставления индивидуальным предпринимателем информации для изготовления рекламной листовки о предоставлении медицинских услуг по лечению волос, массажу, татуажу в салоне красоты "Адель" без наличия лицензии и отсутствии в листовке предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, получения консультации специалиста, что являлось нарушениями пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержались признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя Курмалеевой З. К. установила:
В июле месяце 2012 г. СО УФАС России в целях соблюдения хозяйствующими субъектами требований Федерального закона "О рекламе" произвело проверку рекламы, распространяемой в г. Владикавказе, в результате которой выявлена рекламная листовка следующего содержания:
"Салон красоты "Адель". Стрижки: мужские и женские: свадебные, вечерние прически, плетение кос, окраска волос. Лечение волос, массаж, комплекс процедур против выпадения волос ламининирование, каутеризация, наращивание волос, ногтей, ресниц, маникюр. Дизайн ногтей. Педикюр. Косметолог: весь спектр услуг, в том числе процедуры по омолаживанию лица, тату по телу, визаж. Мы делаем Вас красивыми! Мы профессионалы и отвечаем за качество услуг ул. Тамаева, 21 тел. 52-11-87, 93-15-72".
Рекламодатель указанной листовки - индивидуальный предприниматель. Объектом рекламной листовки являлись медицинские услуги по лечению волос, массажу, татуажу.
Согласно перечня работ и услуг, осуществляемых в рамках косметологии и подлежащих лицензированию в рамках медицинской деятельности все виды массажа, в том числе: гигиенический, лечебный общий, спортивный, пластический, вакуумный, мануальный, точечный и другие - относятся к медицинским услугам
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N1664н от 27.12.2011 г утверждена Номенклатура медицинских услуг. Согласно данной Номенклатуре дермапигментация (перманентный татуаж, код А-17.30.001) относится к простым медицинским услугам.
В соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" требованием к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, чистку лица гигиеническую, вакуумную и другие, необходимо среднее медицинское образование.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления вышеперечисленных медицинских услуг необходимо наличие лицензии.
ИП указанные услуги оказывала без наличия лицензии.
В соответствии с п. 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия.
Отсутствие лицензии у на медицинские услуги являлось нарушением п.7 статьи 7 ФЗ ""О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рекламная листовка ИП об оказании услуг по лечению волос, массажу, татуажу, являющимися простыми медицинскими услугами, не содержала предупреждения о противопоказаниях к их применению и использованию, что являлось нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
Из письменного объяснения ИП следовало, что она лично разработала текст рекламной листовки и заключила устный договор с рекламопроизводителем на её изготовление. Распространением рекламной листовки занималась лично.
Согласно абз.7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом является рекламораспрострнителем. Поскольку ИП Курмалеева З. К. персонально занималась распространением рекламной листовки она являлась рекламораспространителем.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, рекламораспространитель ИП.
Присутствующая на заседании Комиссии индивидуальный предприниматель Курмалеева З. К. согласилась с выявленными нарушениями ФЗ "О рекламе" и пояснила: нарушения ФЗ "О рекламе" допущены ёю из-за не знания требований Закона о рекламе.
По вопросу отсутствия лицензии на право оказания медицинских услуг, указанных в рекламе: массаж, татуаж, лечение волос, ИП сообщила, что прекратила предоставлять вышеуказанные медицинские услуги, так как получить лицензию не имеет возможности, в виду отсутствия соответствующего образования.
Комиссия, выслушав доводы сторон, и рассмотрев представленные материалы, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ИП являлась лицом, определившим содержание рекламной листовки, т. е являлась рекламодателем, который определил объект рекламирования, а именно: конкретные медицинские услуги: массаж, татуаж, лечение волос.
Однако ИП не имела права на их осуществление и рекламирование, в связи с тем, что не располагала лицензией на указанные в рекламной листовке медицинские услуги тем самым нарушила п. 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламной листовке отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, что являлось нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия на основании пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" признала рекламную листовку ИП ненадлежащей, поскольку в ней нарушены пункт 7 статьи 7, часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, рекламораспространитель Курмалеева З. К.
Учитывая, изложенное Комиссия считает необходимым выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 7, частью 7 статьи 24, частью 2 статьи 33, статьи 3 частью 1 статьи 36, частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия: решила:
1. Признать ненадлежащей рекламную листовку Курмалеевой З. К., поскольку в ней нарушены пункт 7 статьи 7, часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
- ИП.
Председатель Комиссии Джиоев Б. М.
Члены Комиссии
Дмитриева Е. П.
Гиголаев С. Ю.
П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации по рекламе
5 сентября 2012 года г. Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Джиоев Б. М.- руководитель управления
Члены Комиссии Дмитриева Е. П.- главный специалист
отдела антимонопольного контроля
финансовых рынков и рекламы
Гиголаев С. В. - ведущий специалист
отдела антимонопольного контроля
финансовых рынков и рекламы
на основании своего решения от 5 августа 2012 года по делу N 06-08-12 по факту предоставления индивидуальным предпринимателем информации для изготовления рекламной листовки о предоставлении медицинских услуг по лечению волос, массажу, татуажу в салоне красоты "Адель" без наличия лицензии и отсутствия предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, получения консультации специалиста, что являлось нарушениями пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", а именно:
- прекратить распространение ненадлежащей рекламной листовки салона красоты"Адель"; - не рекламировать медицинские услуги без наличия лицензии
- для производства рекламы представлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям ФЗ "О рекламе", в том числе сведения о наличии лицензии;
- рекламу лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
2. Индивидуальному предпринимателю представить в СО УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 сентября 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок законного решения, предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта органа местного самоуправления Северо-Осетинское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Джиоев Б. М.
Члены Комиссии Дмитриева Е. П.
Гиголаев С. Ю.
kurmaleeva.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия от 5 сентября 2012 г. N 06-08-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016