Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
N 283А-2015 (опубликовано 16 апреля 2015 г.)
Комиссии Управления ФАС России по Республике Дагестан
по контролю в сфере закупок
16.04.2015 г. г. Махачкала
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0803200013715000006 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пристройка на 300 ученических мест к школе N37 в г. Махачкале по ул. Гамидова 10-б" (далее - Аукцион), в отсутствии представителей сторон (извещены), установила:
10.04.2015 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указываются на следующие нарушения, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона:
установленные в технической части аукционной документации требования к горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-III не соответствуют ГОСТу 5781-82;
Заказчиком установлено нестандартное требование к типу батареек;
Заказчиком установлены требования к площади поперечного сечения по ширине листа стали листовой оцинкованной без указания единицы измерения площади;
установленные в технической части аукционной документации требования к группе воспламеняемости листов гипсокартонных влагостойких не являются стандартными;
Заказчиком установлено неправомерное требование об изготовлении воздуховодов на импортном оборудовании.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), а также на сайте оператора электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
27.03.2015 Заказчиком на Официальном сайте и сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 165388180,00 рублей.
1. Заказчиком в пункте 9 технической части аукционной документации в позиции "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III" указано, что арматурную сталь изготавливают из углеродистой и низколегированной стали.
При этом, в соответствии с ГОСТом 5781-82, требование о соответствии которому установлено Заказчиком, горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III изготавливают из низколегированной стали.
Таким образом, положение аукционной документации, которое предполагает возможность использования при выполнении работ, а также представление участником закупки в составе заявке показателей горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-III, изготовленной из углеродистой стали, является не соответствующим ГОСТу 5781-82 и необъективным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в пункте 151 технической части аукционной документации в позиции "Смесители для умывальников настольные" указано, что встроенный фотоэлемент работает от 4 пальчиковых батареек.
По мнению Комиссии в указанном пункте Заказчиком установлены требования к смесителям, а не к батарейкам, в связи с чем довод Заявителя об установлении нестандартных требований к используемому при выполнении работ товару не подтверждается.
Комиссия считает, что указание на тип батареек "пальчиковый" является общепринятым и не может ввести участников закупки в заблуждение относительно требований Заказчика.
3. Заказчиком в пункте 110 технической части аукционной документации в позиции "Сталь листовая оцинкованная" установлено требование: "Площадь поперечного сечения по ширине листа должна быть не более 8 см".
В соответствии с "ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366) сантиметр является единицей измерения длины, а не площади.
Таким образом, установленное Заказчиком в документации об Аукционе значение показателя площади без указания единицы измерения площади свидетельствует о том, что такие показатели не позволяют определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в пункте 115 технической части аукционной документации в позиции "Листы гипсокартонные влагостойкие" установлено требование: "Группа воспламеняемости по ГОСТ 30402-96 - В2".
При этом, в соответствии с ГОСТом 6266-97 "Листы гипсокартонные", требование о соответствии которому установлено Заказчиком, гипсокартонные листы относятся к группе воспламеняемости В3 по ГОСТ 30402.
Таким образом, положение аукционной документации, которое предполагает соответствие гипсокартонных листов одновременно двум группам воспламеняемости: В2 и В3, не позволяет определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанной нормы Заказчиком в п. 137 технической части аукционной документации в позиции "Воздуховоды из оцинкованной стали" установлено требование об изготовлении воздуховодов на импортном оборудовании.
По мнению Комиссии, указанное положение аукционной документацией устанавливает требование о наличии у производителя товара импортного оборудования для изготовления товара, используемого при выполнения работ, являющегося предметом контракта. При этом возможность установления такого требования не предусмотрена Законом о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. В частности, при проведении закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по коду ОКПД 45.21.15.120 и начальная (максимальная) цена составляет 165388180,00 рублей. Учитывая то обстоятельство, что объектом закупки является выполнение строительных работ, включенных в код 45 ОКПД, к участникам закупки Заказчик должен был установить дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99.
Указанное дополнительное требование Заказчиком при проведении Аукциона не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок, решила:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной в части нарушения Заказчиком требований к описанию объекта закупки при описании горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-III, стали листовой оцинкованной, листов гипсокартонных влагостойких и воздуховодов из оцинкованной стали.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. ч. 2 и 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику предписания N293А-2015 от 16.04.2015 г. об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан N 283А-2015 (опубликовано 16 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016