Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 12909-12 (опубликовано 17 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Фармпортал" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Чайковская детская городская больница" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0356300277212000095), установила:
Согласно извещению N 0356300277212000095, размещенному на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку лекарственных средств.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика, поскольку документации о торгах сформирована с нарушениями требований Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
Заявитель полагает, что в том случае, если лекарственные средства имеют различные МНН, Заказчику следовало проводить отдельные торги на поставку каждой позиции, указанной в в Техническом задании.
В соответствии с Разделом 3 "Сведения о предмете закупки", характеристики поставляемого товара указаны в Разделе 3 "Техническое задание (спецификация) данной документации.
В Техническом задании Заказчиком указаны, в том числе, МНН лекарственных средств, поставка которых является предметом договора.
В соответствии с ч.2.2 ст.10 Закона о размещении заказов, в случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ)
Поскольку в настоящее время нормативно-правовые акты Правительством Российской Федерации не приняты, лоты на поставку лекарственных средств формируются в соответствии с "Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчика", утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от РФ от 07.06.2011 г. N 273 (далее - Приказ N 273).
При указанных обстоятельствах довод Заявителя о том, что на каждое МНН следует формировать отдельный лот, отклоняется Комиссией.
Комиссией установлено, что Техническое задание содержит указание на необходимость поставки, в том числе, лекарственных средств, имеющих МНН: Ацетилцистеин, Азитромицин, Дротаверин, Ацетазоламид, Винпоцетин и др.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1. ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 6.1. ст. 10 Закона о размещении заказов, под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Как указано выше, лоты на поставку лекарственных средств формируются в соответствии с Приказом N 273.
Комиссия отмечает, что в целях недопущения ограничения количества участников размещения заказа лекарственные препараты должны иметь функциональную связь, являться однородными по своим фармакологическим свойствам и должны входить в одну группу товаров в соответствии с Приказом N 273.
Таким образом, лекарственные средства, входящие в состав лота, должны входит в одну группу в соответствии с Приказом N 273.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что лекарственные средства, указанные Заказчиком в "Техническом задании", соответствии с Приказом N 273 входят в различные группы.
Так, лекарственные средства с МНН Ацетилцистеин входят в группу 52 "Средства, действующие на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания", с МНН Азитромицин входят в группу 56 "Препараты для лечения инфекционных заболеваний", Дротаверин входит в группу 66 "Средства спазмолитические", с МНН Ацетазоламид, Винпоцетин в группу 65 "Препараты, действующие на сердечно-сосудистую систему" и т.д.
Таким образом, в действиях Заказчика, объединившего в один лот поставку, в том числе, указанных выше лекарственных средств, входящих в разные группы, соответственно, не имеющих функциональной связи, не являющихся однородными по своим фармакологическим свойствам, имеется нарушение требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, поскольку формирование лота, таким образом ведет к ограничению количества участников размещения заказа.
Данный вывод Комиссии Пермского УФАС России подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2012 г. N 17АП-6098/2012-АК.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчик был не вправе устанавливать преференции на поставку товара российского происхождения.
Согласно п.2.17 Раздела 2 документации о торгах, Заказчиком установлены преференции на поставку товаров российского происхождения в размере 15 % от предложенной цены гражданско-правового договора.
Поскольку указанное положение установлено Заказчиком в соответствии с требованиями ст.13 Закона о размещении заказов, порядок предоставления преференции определен Приказом Министерства экономического развития от 12.03.2012 г. N 120, довод Заявителя признается Комиссией не состоятельным.
Кроме того, Комиссия отмечает, что жалоба не содержит доводов в отношении того, каким образом данное требование нарушает права и законные интересы ООО "Фармпортал".
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Фармпортал" на действия МБУЗ "Чайковская детская городская больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0356300277212000095) необоснованной.
2. Признать в действиях МБУЗ "Чайковская детская городская больница" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказов.
4. Выдать МБУЗ "Чайковская детская городская больница" предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МБУЗ "Чайковская детская городская больница" к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
17 сентября 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
на основании решения по жалобе ООО "Фармпортал" на действия МБУЗ "Чайковская детская городская больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0356300277212000095), предписывает:
1. МБУЗ "Чайковская детская городская больница" устранить выявленные в ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
- аннулирования торгов (извещение N 0356300277212000095),
- размещения на официальном сайте информации об аннулировании торгов (извещение N 0356300277212000095).
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить исполнение настоящего предписания МБУЗ "Чайковская детская городская больница".
3. В срок до 01.10.2012 г. МБУЗ "Чайковская детская городская больница", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" исполнить соответственно п.1, п.2 настоящего предписания.
4. В срок до 08.10.2012 г. МБУЗ "Чайковская детская городская больница", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" представить в Пермское УФАС России письменное подтверждение исполнения соответственно п.1, п.2 настоящего предписания (в сопроводительном письме к документам, подтверждающим факт исполнения настоящего предписания, необходимо указать наименование заявителя жалобы).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 12909-12 (опубликовано 17 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016