Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 19 сентября 2012 г. N А-208/15-12
Резолютивная часть объявлена 06.09.2012.
В полном объеме решение изготовлено 19.09.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также - Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
<_>
<_>
при участии: от Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан: <_>
рассмотрела дело N А-208/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан (452830, Республика Башкортостан, Татышлинский район, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 71) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона N210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона N210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона N210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона N210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона N210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона N210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 N339 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.
Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет -www.tatyshly.ru размещен Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан, утвержденном постановлением Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан от 14.12.2011 N944 (далее - Перечень муниципальных услуг).
Вместе с тем, в нарушение ч. 1 статьи 29 Закона N210-ФЗ в Перечне муниципальных услуг отсутствует информация об утвержденных административных регламентах, в соответствии с которыми предоставляются муниципальные услуги.
На официальном сайте Администрации в сети Интернет в разделе "Нормативные правовые акты" также размещено постановление Администрации от 29.06.2012 N 526 "Об утверждении административных регламентов муниципальных услуг в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан". Согласно данному постановлению Администрацией утверждены 29 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Однако данные административные регламенты на сайте Администрации - www.tatyshly.ru не размещены и не доступны для заявителей.
Кроме того, сведения о предоставляемых муниципальных услугах не доступны для заявителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru. Так, по состоянию на 07.08.2012 на указанном сайте по муниципальному району Татышлинский район Республики Башкортостан сведения о муниципальных услугах не размещены. Это является нарушением ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 10.08.2012 о назначении дела NА-208/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 29.08.2012 N101. Исходя из письменных пояснений Администрации, по состоянию на 29.08.2012 на официальном сайте муниципального района Татышлинский район РБ www.tatyshly.ru в разделе "Муниципальные услуги" размещен Перечень муниципальных услуг. Информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг указана в столбце N5 Перечня муниципальных услуг. Наименование муниципальной услуги соответствует административному регламенту предоставления такой услуги. Документы, подтверждающие вышеуказанную информацию, представлены в материалы настоящего дела.
На заседании Комиссии представитель Администрации пояснил, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет. На Едином портале государственных муниципальных услуг сведения о предоставляемых муниципальных услугах Администрация не разместила, что также подтвердилось просмотром сайта http://www.gosuslugi.ru на заседании Комиссии.
Комиссия, рассмотрев все представленные документы и материалы, заслушав пояснения представителя Администрации, установила следующее.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
По состоянию на 06.09.2012 информация об административных регламентах муниципальных услуг включена в Перечень муниципальных услуг в соответствии с вышеуказанным требованием Закона N210-ФЗ. На сайте http://www.gosuslugi.ru сведения о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией, отсутствуют. Между тем, согласно ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Таким образом, в нарушение требований ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ Администрация не разместила сведения о предоставляемых муниципальных услугах. Тем самым, у заявителей отсутствует возможность подачи заявления на получение муниципальной услуги посредством заполнения интерактивной формы на портале государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, это может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона N135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан (452830, Республика Башкортостан, Татышлинский район, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 71) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N132-А-208/15-12
19.09.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<_>
<_>
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 06.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 19.09.2012) по делу NА-208/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан (452830, Республика Башкортостан, Татышлинский район, с.Верхние Татышлы, ул.Ленина, 71) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, в части отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 сентября 2012 г. N А-208/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016