Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 3868/02 (опубликовано 14 июля 2014 г.)
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно письму ОАО "ТГК-2" от 27.05.2014 N исх. 5000/000459-2014, перед ОАО "ТГК-2" имеют задолженность потребители оптового рынка и жилищно-коммунальной сферы, что является причиной несвоевременного внесения авансовых платежей за природный газ в соответствии с Порядком расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294.
В соответствии с пунктом 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, оплата потребителями природного газа на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:
35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;
50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
Согласно п. 5.5.1 договора поставки газа от 14.11.2013 N 34-5-005/14-Д, заключенного между ОАО "ТГК-2" и Обществом, расчеты за газ по настоящему договору производятся в соответствии с порядком расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294.
Из анализа расчетов ОАО "ТГК-2" за фактически поставленный газ в 2014 году, представленный Обществом в Управление, следует, что ОАО "ТГК-2" имеет задолженность на конец периода: январь 268 088,94, февраль 201 638,74, март 127 757,89, апрель 291 743,49, май 379 391,85, июнь 522 611,02.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ в случае нарушения абонентом - юридическим лицом обязательств по оплате энергии допускается прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с ним, но с соответствующим его предупреждением.
Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 05.02.1998 N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
07.05.2014 Общество уведомило ОАО "ТГК-2" о том, что по состоянию на 06.05.2014 задолженность за поставленный природный газ в марте 2014 года составляет 127, 758 млн. руб.
Таким образом, действия Общества по введению режима ограничения подачи (потребления газа) на территории Новгородской области являются законными.
При этом ОАО "ТГК-2" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" не входит в перечень организаций, которым не допускается прекращение или ограничение газа.
02.07.2014 в адрес ОАО "ТГК-2" от Общества поступило уведомление о прекращения поставки газа в связи задолженностью за апрель, май, июнь 2014 г.
Согласно пункту 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно - энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, действия Общества являются законными по ведению режима ограничения и прекращения подачи (потребления) газа на территории Новгородской области в отношении ОАО "ТГК-2".
Таким образом, отсутствуют признаки нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ОАО "ТГК-2" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководитель Управления, государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 3868/02 (опубликовано 14 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016