Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 10 апреля 2015 г. N АП 02-11/42-2015
Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- > рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N АП 02-11/42-2015, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполнительного директора КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" < --- > в присутствии последней, установил:
На телеканале "Россия-1" в региональном рекламном блоке транслируется 4 видеоролика с рекламой финансовых услуг Кредитного Потребительского кооператива "Кредитный союз "Умно жить" - Тула" (ИНН 7107551148, ОГРН 1147154028768).
При трансляции данной рекламы звучат следующие фразы:
"Лично я, когда узнала, что можно жить еще и на проценты, собрала свои сбережения и получаю прибавку к пенсии", "Каждый месяц меня ждут, чтобы выплатить мне мои проценты. Кредитный союз "Умно жить" выгодная сберегательная компания для пенсионеров. Тел. 588-555".
В рекламе также присутствует текст следующего содержания, написанный крупным, хорошо читаемым шрифтом: "УМНО ЖИТЬ КРЕДИТНЫЙ СОЮЗ г. Тула пр. Ленина, 32 телефон (4872) 588-555". Остальной текст написан мелким шрифтом, который невозможно прочитать за время нахождения кадра в эфире (10 секунд).
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" установлено, что кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Распространяемая в региональных рекламных блоках на канале "РТР" реклама КПК "Кредитный союз "Умно жить" - Тула" содержит в неразборчивом и нечитаемом формате информацию о том, что в программе сбережений могут участвовать только члены кооператива.
В соответствии с письмом ФАС России от 13.08.2010 г. N АК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг" в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера кадра и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Аналогичные разъяснения дает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"
пункт 26. Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 Закона о рекламе.
пункт 28. Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, влечет нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Также в рекламе отсутствует существенная информация о минимальной сумме вложений по вкладам для получения ежемесячных процентов, что влечет нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, влечет нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Из представленного в Управление договора N 32 от 10.11.2014 г. следует, что рекламодателем указанной рекламы является КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
Согласно пункту 2.1.2 указанного договора заказчик самостоятельно определяет объект рекламирования, цели рекламы, предоставляет исходные данные, необходимые для создания рекламного материала.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за данные нарушения несет рекламодатель, в данном случае - КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
На рассмотрении дела представитель КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула" Тюрина И.В. вину признала, поскольку в соответствии с трудовым договором на нее возложена обязанность проверки законности рекламных материалов размещаемых КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Факт совершения административного правонарушения исполнительным директором КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" Тюриной Ирины Валерьевны подтверждается протоколом по делу N АП 02-11/42-2015 об административном правонарушении от 10 апреля 2015 г.
Срок давности привлечения исполнительного директора КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" < --- > к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела:
наличие события административного правонарушения - должностное лицо - исполнительный директор КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" < --- > допустила размещение рекламных роликов на телеканале "РТР" с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе;
лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность - исполнительный директор КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" < --- >
виновность лица в совершении административного правонарушения - < --- > имела возможность, но не предприняла всех зависящих от нее мер по соблюдению законодательства о рекламе;
обстоятельства смягчающие, отягчающие административную ответственность -отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 14.3., статьей 23.48., частью 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановил:
Признать исполнительного директора КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" < --- > виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить:
Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001
УФК по Тульской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)
КБК 161 116 26000 01 6000 140
ОКТМО 70701000
Банк получателя: Отделение Тула
БИК 047003001
Р\сч 40101810700000010107
Назначение платежа - административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 апреля 2015 года за нарушение законодательства о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении тридцати дней со дня срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (часть 5 статьи 32.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1.- 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа - 10 апреля 2015 года
Дата вступления постановления в законную силу - 21 апреля 2015 года
Срок исполнения постановления - до 20 июня 2015 года
Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) - до 20 июня 2015 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 апреля 2015 г. N АП 02-11/42-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016