Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 13340-12 (опубликовано 26 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Лабдиагностика" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (N извещения 0356200002012000202), установила:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0356200002012000202 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований.
Суть жалобы Заявителя:
Заявитель полагает, что, согласно требованиям документации об аукционе, победителем аукциона может стать лишь лицо, имеющее разрешение на осуществление нескольких видов лицензируемой деятельности. Кроме того, в предмете аукциона объединены услуги, требующие наличия у участника размещения заказа разных видов санитарно-эпидемиологических заключений, что ограничивает конкуренцию.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
Согласно п.2.1 п.2 раздела 7 документации об аукционе (Требования к порядку подготовки заявки на участие в аукционе) вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона:
-копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по:
- лабораторной диагностике, паразитологии при осуществлении доврачебной медицинской помощи;
- клинической лабораторной диагностике, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи;
- клинической лабораторной диагностике, при осуществлении специализированной медицинской помощи;
- копию санитарно-эпидемиологического заключения на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности.
В связи с поступившими запросами участников размещения заказа о разъяснении данного положения документации об аукционе, Заказчиком было решено внести изменения в документацию об аукционе с целью предоставления участникам возможности привлечения соисполнителей к исполнению некоторых видов услуг.
В соответствии с решением о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме N3 от 07.09.2012 г. п/п. 2 п. 2 раздела 7 документации об аукционе (Требования к порядку подготовки заявки на участие в аукционе) изложен в новой редакции:
"2. Документы и копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в открытом аукционе в электронной форме, или копии таких документов:
2.1. Копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом открытого аукциона:
Без привлечения соисполнителей:
- копия действующей лицензии, выданной участнику размещения заказа, на осуществление медицинской деятельности:
- на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике;
- лабораторной диагностике при осуществлении доврачебной медицинской помощи;
- паразитологии;
- бактериологии;
- клинической лабораторной диагностике, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения, выданной участнику размещения заказа, на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности
В случае привлечения соисполнителей на оказание услуг по п/п. 6-8 п. 2 Технического задания:
- копия действующей лицензии, выданной участнику размещения заказа, на осуществление медицинской деятельности:
- на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике;
- лабораторной диагностике при осуществлении доврачебной медицинской помощи;
- бактериологии;
- клинической лабораторной диагностике, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения, выданного участнику размещения заказа, на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности.
- копия действующей лицензии, выданной соисполнителю, на осуществление медицинской деятельности по паразитологии;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения, выданного соисполнителю, на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности.
В случае привлечения соисполнителей на оказание услуг по п/п. 47-49 п. 2 Технического задания:
- копия действующей лицензии, выданной участнику размещения заказа, на осуществление медицинской деятельности по:
- на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике;
- лабораторной диагностике при осуществлении доврачебной медицинской помощи;
- паразитологии;
- клинической лабораторной диагностике, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения, выданного участнику размещения заказа, на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности.
- копия действующей лицензии, выданной соисполнителю, на осуществление медицинской деятельности по бактериологии;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения, выданного соисполнителю, на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности".
Из указанных положений документации об аукционе следует, что участник размещения заказа должен иметь лицензию на осуществление нескольких видов деятельности: клиническую лабораторную диагностику, лабораторную диагностику, паразитологию, бактериологию.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 г. N291 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят работы (услуги) по клинической лабораторной диагностике, лабораторной диагностике, паразитологии, бактериологии.
Как утверждает представитель Заявителя и установлено Комиссией, после внесения изменений в документацию, в части предоставления возможности участникам привлечь соисполнителей для оказания видов услуг, указанных в п.п.6-8 и п.п.47-49 п.2 Технического задания, в документации осталась предусмотрена обязанность представления самим участником размещения заказа лицензии на осуществление клинической лабораторной диагностики, лабораторной диагностики, паразитологии, бактериологии.
Как пояснил представитель Заявителя и не опровергнуто представителями Заказчика и специализированной организации, согласно техническому заданию услуги по проведению лабораторных исследований, входящие в предмет аукциона, требуют наличия лицензии на выполнение различных видов работ (клинической лабораторной диагностике, лабораторной диагностике, паразитологии, бактериологии). Вместе с тем, выполнение указанных видов работ (услуг) не взаимосвязано друг с другом. Следовательно, отсутствует объективная необходимость их объединения в предмете одного аукциона. Представители Заказчика и специализированной организации не представили аргументированных возражений относительно данного довода, а также не представили доказательств невозможности разделения указанных услуг на отдельные аукционы или лоты.
Кроме того, возможность участия в данном аукционе широкого круга участников размещения заказа осложняется тем, что наряду с лицензиями, участник размещения заказа должен представить в составе своей заявки санитарно-эпидемиологическое заключение на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности.
Представитель Заявителя, ссылаясь на ст.1 ФЗ от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N85 (далее - Постановление N85) утверждает, что требование указанного документа установлено с нарушением действующего законодательства РФ. Согласно п.3.2 Постановления N85 в заключении указывают:
- для всех видов работ (экспериментальных, производственных и диагностических) с возбудителями инфекционных заболеваний I-II групп патогенности, для экспериментальных и производственных работ с возбудителями инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности - виды микроорганизмов;
- для диагностических исследований с возбудителями инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности - группу патогенности (опасности).
Таким образом, одно санитарно-эпидемиологическое заключение может содержать либо указание на перечень микроорганизмов, либо на группу патогенности.
Представитель Заявителя пояснил также, что осуществление медицинской деятельности будет правомерным:
- по паразитологии - при наличии у исполнителя соответствующей лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения на выполнение работ с гельминтами 4-й группы патогенности;
- по бактериологии - при наличии у исполнителя соответствующей лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности.
Представители Заказчика и специализированной организации не отрицали необходимость представления лицензии на указанные виды услуг в совокупности с соответствующим санитарно-эпидемиологическим заключением.
Представитель Заявителя уточнил, что он обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности только по:
- лабораторной диагностике при осуществлении доврачебной медицинской помощи, за исключением паразитологии;
- клинической лабораторной диагностике, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи;
-клинической лабораторной диагностике, при осуществлении специализированной медицинской помощи.
При этом, поскольку у Заявителя отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности по паразитологии, не обладает необходимыми видами санитарно-эпидемиологических заключений.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований, установленных в документации об аукционе, возможность участия в торгах ООО "Лабдиагност и К" ограничена.
Из изложенного следует, что Заказчик установил в документации об аукционе требование о предоставлении участниками размещения заказа лицензии на виды услуг, входящих в предмет аукциона, но не взаимосвязанных между собой, а, также наряду с этим, потребовал от участника санитарно-эпидемиологические заключения, являющиеся обязательными для представления вместе с лицензией на осуществление медицинской деятельности по паразитологии и бактериологии соответственно.
Указанными действиями Заказчик ограничил количество участников размещения заказа, желающих принять участие в данном аукционе.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с решением о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме N3 от 07.09.2012 г. в п/п. 2 п. 2 раздела 7 документации об аукционе (Требования к порядку подготовки заявки на участие в аукционе) установлено следующее требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки:
- копии действующей лицензии, выданной соисполнителю, на осуществление медицинской деятельности по паразитологии;
- копии действующей лицензии, выданной соисполнителю, на осуществление медицинской деятельности по бактериологии;
-копии санитарно-эпидемиологического заключения, выданного соисполнителю, на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности и гельминтами 4-й группы патогенности.
В ст.41.8 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе.
В частности, согласно п.п.2 ч.6 ст.41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, Закон о размещении заказов не предусматривает право требовать от участника размещения заказа документы, подтверждающие соответствие третьих лиц требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
На основании ст.ст. 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Лабдиагностика" на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (N извещения 0356200002012000202) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" нарушение ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" нарушение ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница", ООО "Центр конкурсных технологий", оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
26 сентября 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
на основании решения по жалобе ООО "Лабдиагностика" на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (N извещения 0356200002012000202), предписывает:
1. ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" и ООО "Центр конкурсных технологий" устранить выявленные в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
- аннулирования торгов (извещение N 0356200002012000202),
- размещения на официальном сайте информации об аннулировании торгов (извещение N 0356200002012000202).
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить исполнение настоящего предписания ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" и ООО "Центр конкурсных технологий".
3. В срок до 12.10.2012 г. ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" и ООО "Центр конкурсных технологий", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" исполнить соответственно п.1, п.2 настоящего предписания.
4. В срок до 19.10.2012 г. ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" и ООО "Центр конкурсных технологий", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" представить в Пермское УФАС России письменное подтверждение исполнения соответственно п.1, п.2 настоящего предписания (в сопроводительном письме к документам, подтверждающим факт исполнения настоящего предписания, необходимо указать наименование заявителя жалобы).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 13340-12 (опубликовано 26 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016