Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 26 сентября 2012 г. N 46
Резолютивная часть решения оглашена "12" сентября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" сентября 2012 г.
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
при участии:
- генерального директора ООО "Арктик-энерго" <К_>
- юрисконсульта ООО "Арктик-энерго" <Ф_>
- директора филиала "Северный" ОАО "Оборонэнергосбыт" <И_>
рассмотрев дело N 46 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Арктик-энерго" (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
ОАО "Оборонэнергосбыт" в лице филиала "Северный" обратилось в Мурманское УФАС России с заявлением в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО "Арктик-энерго" по факту нарушения установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)" порядка ценообразования при определении и применении нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" в целях энергоснабжения объектов, расположенных в г.Мончегорске, присоединённых к электрическим сетям ОАО "Мончегорские электрические сети".
По признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "Арктик-энерго" было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N46.
По результатам проведённого Мурманским УФАС России анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Мурманской области (см. Аналитический отчёт от 27.04.2012 г.) было установлено, что энергосбытовая компания ООО "Арктик-энерго" в соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 23.10.2006 г. N28/1 осуществляет свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Кольская ГМК" и ОАО "Мончегорске электрические сети".
Согласно полученным в ходе анализа рынка сведениям, на долю действующей на территории г.Мончегорска и г.Заполярного энергосбытовой компании ООО "Арктик-энерго" по состоянию на конец 2011 г. пришлось 99,8% всей реализованной в границах сетей ОАО "Мончегорские электрические сети" электрической энергии (мощности) и 100% всей реализованной в границах ОАО "Кольская ГМК" электрической энергии (мощности).
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.
Таким образом, учитывая изложенное, ООО "Арктик-энерго" занимает доминирующее положение с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории г.Мончегорска в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Мончегорские электрические сети" и ОАО "Кольская ГМК", а также на территории г.Заполярный в границах балансовой принадлежности сетей ОАО "Кольская ГМК".
Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций.
Во исполнение указанного Распоряжения и в целях энергоснабжения ряда объектов, расположенных в г.Мончегорске, ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет приобретение электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО "Арктик-энерго" по договору энергоснабжения N2020 от 01.01.2010 г.
При расчётах за реализованную ОАО "Оборонэнергосбыт" электрическую энергию (мощность) ООО "Арктик-энерго", руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N530, применяло свободные (нерегулируемые) цены (не выше предельных уровней нерегулируемых цен), рассчитываемые исходя из цен на приобретаемые гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, сложившихся на оптовом рынке, цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией, инфраструктурных платежей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
01.02.2012 г. вступили в силу Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения Заявителя), до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", без учета своей сбытовой надбавки.
В связи с вступлением в силу указанного нормативно-правового акта ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в адрес ООО "Арктик-энерго" с письмом (исх. N06/2-11/72 от 06.02.2012 г.), в котором просило гарантирующего поставщика с 01.02.2012 г. не применять сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую конечным потребителям ОАО "Оборонэнергосбыт" по договору энергоснабжения N2020 от 01.01.2010 г.
Однако представленные в материалы дела документы (счёта-фактуры за февраль, март, апрель, май, июнь 2012 г.) свидетельствуют о том, что несмотря на требования приведённой нормы и то обстоятельство, что деятельность ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Мурманской области соответствует признакам, указанным в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), ООО "Арктик-энерго" в период с февраля по июнь 2012 г. продолжало выставлять в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" платёжные документы с указанием цены, включающей сбытовую надбавку в размере 0,0138 руб./кВт.ч, установленную для гарантирующего поставщика Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 26.12.2011 N 64/1.
Свои действия гарантирующий поставщик ООО "Арктик-энерго" мотивировало тем, что требование об исключении сбытовой надбавки при определении предельных уровней нерегулируемых цен, установленное в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N1179, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике". Так, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона "Об электроэнергетике", на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
При этом пунктом 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу РФ или иному закону, применяется Кодекс или соответствующий закон.
Кроме того, как следует из пояснений ООО "Арктик-энерго", лишение гарантирующего поставщика возможности применять свою сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую в рамках договора энергоснабжения N2020 от 01.01.2010 г., заключённого с ОАО "Оборонэнергосбыт", нарушает права и ущемляет имущественные интересы ООО "Арктик-энерго", поскольку Общество фактически лишается своего вознаграждения в виде сбытовой надбавки, т.е. части доходов от своей деятельности.
Рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179, вступившим в силу 01.02.2012 г., установлен порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность). В частности, в пункте 2 указанного нормативно-правового акта содержится сформулированное законодателем требование о том, что до 01.01.2015 г. гарантирующим поставщикам надлежит определять предельные уровни нерегулируемых цен в отношении энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" без учёта своей сбытовой надбавки.
Выставляя к оплате ОАО "Оборонэнергосбыт" в период с февраля 2012 г. по июнь 2012 г. платёжные документы, сформированные с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, ООО "Арктик-энерго" допустило нарушение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179 порядка ценообразования.
Доводы ООО "Арктик-энерго" относительно противоречия условий, содержащихся в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179 положениям Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющего большую юридическую силу, а также об ущемлении имущественных интересов Общества, выразившемся в невозможности получения вознаграждения за осуществляемую деятельность, не могут быть приняты Управлением в качестве обоснования правомерности уклонения ООО "Арктик-энерго" от исполнения требований, содержащихся в указанном нормативном правовом акте.
Утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179 Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) были приняты Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий во исполнение пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", имеющего большую юридическую силу. Кроме того, пункт 1 статьи 40 Федерального закона "О защите конкуренции", по сути, не устанавливает порядок расчёта предельных уровней нерегулируемых цен как сложения всех перечисленных в норме величин, а лишь определяет круг составляющих, которые могут быть учтены при расчёте предельных уровней нерегулируемых цен.
Механизм возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с исключением из применяемой гарантирующим поставщиком цены сбытовой надбавки, содержится в Федеральном законе "Об электроэнергетике" и в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1178.
Так, в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики должны соблюдаться такие основные принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Данные принципы нашли своё выражение в пункте 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N1178. Как следует из указанной нормы, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Изложенные выводы отражены в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N ВАС-4119/12 от 24.07.2012 г., в рамках которого судом рассматривались, в том числе, доводы, аналогичные приведённым выше доводам ООО "Арктик-энерго".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Арктик-энерго" нарушило установленный Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179, порядок ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО "Оборонэнергосбыт" за поставленную по договору энергоснабжения N2020 от 01.01.2010 г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012 г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В ходе рассмотрения дела ООО "Арктик-энерго" были представлены документы (счёт на оплату N2020712 от 31.07.2012 г., счёт-фактура N2020712 от 31.07.2012 г.), свидетельствующие о том, что в июле 2012 г. расчёт обязательств по оплате электроэнергии, поставленной потребителям ОАО "Оборонэнергосбыт" по договору энергоснабжения N2020 от 01.01.2010 г., произведён без учёта сбытовой надбавки ООО "Арктик-энерго". На заседании комиссии представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" подтвердил, что по платёжному документу за июль 2012 г., выставленному в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" разногласия сторон в части применения сбытовой надбавки отсутствуют.
Кроме того, как следует из представленных документов, ООО "Арктик-энерго" произвело перерасчёт обязательств ОАО "Оборонэнергосбыт" по оплате поставленной электроэнергии (мощности) за период с 01.02.2012 г. по 30.06.201г. без учёта своей сбытовой надбавки.
Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ООО "Арктик-энерго" были приняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
В связи с данным обстоятельством Комиссия делает вывод о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО "Арктик-энерго" (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1179, порядка ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО "Оборонэнергосбыт" за поставленную по договору энергоснабжения N2020 от 01.01.2010 г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012 г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить производство по делу N46 в отношении ООО "Арктик-энерго" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 26 сентября 2012 г. N 46
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016