Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 13363-12 (опубликовано 28 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "КТ - Чистый город" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселка Новые Ляды в 2012 году (извещение N 0356300039912000020), установила:
Согласно извещению N 0356300039912000020 Заказчиком проводился запрос котировок на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселка Новые Ляды в 2012 году.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Заявитель полагает, что Заказчиком не определено, какие отходы должны быть вывезены и к какому классу опасности они относятся.
В соответствии с Приложением N 2 к извещению о проведении запроса котировок в состав работ входит:
- сбор мусора вручную,
- погрузка мусора,
- транспортировка мусора на полигон ТБО,
- планировка территории после вывоза мусора.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В силу ст.11 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со ст. 13 Закона об отходах, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Решению Пермской городской Думы от 26.06.2001 г. N 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", отходообразователем являются физические и юридические лица (жители, предприятия и организации всех форм собственности), в процессе деятельности которых образуются отходы.
МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды", являясь в данном случае балансодержателем объектов - несанкционированных свалок (перечень которых содержится в Приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок), фактически приобретает обязанности отходообразователя отходов, находящихся на несанкционированных свалках, выполнение работ по ликвидации которых является предметом открытого аукциона в электронной форме.
Согласно п. 1 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 N 511 (далее - Приказ N 511), юридические лица, в процессе деятельности, которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
В ст. 14 Закона об отходах закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2).
В п.3 Раздела 1 Приказа N 511 обозначено, что отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. Учитывая нормы, содержащиеся в Приказе N 511, в случае отнесения производителем отходов отхода расчетным методом к 5 классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом, отход должен быть отнесен к 4 классу опасности.
С учетом приведенных норм, в обязанности Заказчика входит определение класса опасности отходов.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Такой паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.02.2002 г. N785 утверждена форма паспорта опасного отхода и требования к паспорту опасных отходов.
Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок установлены, в том числе, следующие требования: сбор мусора, транспортировка мусора, погрузка мусора.
При этом в соответствии со ст.16 Закона об отходах, транспортирование отходов 1-4 классов опасности должно осуществляться при наличии паспорта отходов 1-4 классов опасности. Учитывая тот факт, что транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами, которое включает в себя, помимо транспортирования, сбор, использование, обезвреживание и размещение (ст.1 Закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ), то для выполнения работ, являющихся предметом размещаемого заказа, исполнителю необходима информация об отнесении отходов к соответствующему классу опасности. Однако в составе документации об открытом аукционе отсутствуют соответствующие паспорта отходов 1-4 классов опасности.
Согласно п.4 ст.43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком нарушено требование п.4 ст.43 Закона о размещении заказов, поскольку фактически требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности работ, не установлены.
Довод представителя Заказчика о том, что паспорта отходов имеются, но они не размещены на официальном сайте, Комиссией во внимание не принимается и отклоняется.
Заявитель полагает, что поскольку необходимо установить требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, а при проведении запроса котировок установить данное требование не возможно, Заказчиком не верно выбран способ размещения заказа.
Статьей 43 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должен содержать запрос котировок. Требования о необходимости подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказания услуг, данная норма не содержит.
Согласно ч.1 ст.10 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии с ч.3 ст.10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Норм, обязывающих Заказчика в данном случае проводить торги, Закон о размещении заказов не содержит.
Комиссия полагает необходимым отметить то обстоятельство, что в ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя не смог пояснить каким образом требования, изложенные в извещении о проведении запроса котировок, нарушают права и законные интересы ООО "КТ - Чистый город".
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "КТ - Чистый город" на действия МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" при проведении запроса котировок на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселка Новые Ляды в 2012 году (извещение N 0356300039912000020) частично обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.4 ст. 43 Закона о размещении заказов.
3. Выдать МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
28 сентября 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
на основании решения по жалобе ООО "КТ - Чистый город" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселка Новые Ляды в 2012 году (извещение N 0356300039912000020), предписывает:
1. МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" устранить выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
- отмены запроса котировок на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселка Новые Ляды в 2012 году (извещение N 0356300039912000020).
- размещения соответствующей информации на официальном сайте.
2. В срок до 08.10.2012 г. исполнить п.1 настоящего предписания.
3. В срок до 15.10.2012 г. представить в Пермское УФАС России документальные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 13363-12 (опубликовано 28 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016