Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 03-03/50-14 (опубликовано 10 апреля 2015 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года)
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А
рассмотрев дело N 03-03/50-14 в отношении Открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "ЯСК"), ОГРН 1057601050011, ИНН 7606052264, расположенного по адресу: 150003, Ярославль, пр.Ленина, 21-б, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несоблюдении предусмотренного действующим законодательством порядка проведения проверки расчетного прибора учета электрической энергии гр.<> (лицевой счет N 430906124) в мае 2013, а также в нарушении порядка расчета платы за электрическую энергию гр.<>. за май 2014 года, установила:
дело возбуждено по заявлению гр-ки <> (вх. N 8060 от 20.06.2014) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Ярославская сбытовая компания".
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
ОАО "ЯСК" приказом Ярославского УФАС России N 87 от 26.12.2006 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электроэнергией" с долей на рынке более 65%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение ОАО "Ярославская сбытовая компания" на рынке электроэнергии является доминирующим.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "Ярославская сбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
Между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и гр-кой <> существуют фактические договорные отношения по энергоснабжению. Письменный договор энергоснабжения не заключался, гр-кой <> открыт лицевой счет N 430906124. Учет потребления электрической энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: <>, где проживает гр-ка <>, осуществляется по общедомовому прибору учета (ОДПУ) и по индивидуальным приборам учета (ИПУ). Ежемесячное списание и передачу в ОАО "Ярославская сбытовая компания" показаний ОДПУ осуществляло ОАО "Ярославская городская электросеть", а в период с мая по август 2014 - уполномоченный представитель ОАО "Ярославская сбытовая компания" - ООО "ЦОК-Энерго". Показания ИПУ передают собственники жилых помещений самостоятельно.
ОАО "Ярославская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком, ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (по электроснабжению) потребителям-гражданам одновременно, следовательно, ОАО "Ярославская сбытовая компания" в своей деятельности должна руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 06. 05.2011 г. N 354 (далее - Правила N354).
Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N354 исполнитель коммунальных услуг обязан, в том числе:
- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества;
- производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи;
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета;
- осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета);
- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
- уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о:
сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу;
применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил;
последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета;
последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 32 Правил N354 исполнитель коммунальных услуг вправе, в том числе:
- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
- требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
- осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета;
- приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 354 потребитель имеет право, в том числе:
- получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
- получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;
- требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
- принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
- требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
- при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 34 Правил N354 потребитель обязан, в том числе:
- при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;
- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
- обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
- допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;
- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
- в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
- в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
- в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 80 Правил N354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно пункту 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно пункту 83 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Пунктом 85 Правил N 354 подробно регламентирован порядок проведения проверки, указанной в пункте 82, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
Между ОАО "Ярославская сбытовая компания" (заказчик) и ООО "ЦОК-Энерго" (исполнитель) заключен договор N ЯСК упр/51-10 от 11.01.2010 на оказание комплекса услуг для обеспечения расчетов с потребителями гражданами.
По условиям договора ООО "ЦОК-Энерго" осуществляет ежемесячный комплекс услуг по съему контрольных показаний приборов учета электрической энергии, проверке многоквартирных домов на предмет выявления причин превышения предельных уровней ОДН. Комплекс услуг оказывается исполнителем по лицевым счетам, указанным в заявке заказчика. Исполнитель оказывает услуги заказчику по выявлению фактов безучетного потребления электрической энергии абонентами и составлению соответствующих актов, а также по введению полного ограничения (возобновления) электроснабжения абонентов на основании заявки заказчика. В связи с этим ООО "ЦОК-Энерго" наделено полномочиями:
- осуществлять съем контрольных показаний с расчетных приборов учета электроэнергии абонентов, указанных в заявке заказчика;
- результаты контрольного съема показаний указывать в обходных листах;
- по заявке заказчика осуществлять проверки многоквартирных домов с составлением акта обследования дома, в котором указываются, в том числе, результаты замеров, проведенных в ходе проверки, выявленные подключения третьих лиц к внутридомовым сетям, факты безучетного потребления и т.п.;
- в случае необходимости замены прибора учета, выдавать абонентам уведомления, составленные по форме, согласованной с заказчиком; по заявлениям абонентов осуществлять замену, проверку схем подключения и опломбирование приборов учета за счет абонентов и на основании заключенных между исполнителем и абонентов договоров.
08.05.2013 в рамках предоставленных полномочий ООО "ЦОК-Энерго" произвело обследование многоквартирного жилого 5-этажного дома на 66 квартир по адресу: <>, в котором проживает гр-ка <>. Обследование производилось по инициативе ОАО "Ярославская сбытовая компания" с целью снижения технических потерь, а также в целях проверки правильности учета ОДН в многоквартирном доме.
По результатам обследования ООО "ЦОК-Энерго" составлен Акт обследования многоквартирного дома N 2013-191 от 08.05.2013. Индивидуальные приборы учета электрической энергии установлены в тамбурах на лестничных площадках. В ходе проведенного обследования установлено, в том числе, что в 7 квартирах (в том числе, квартира гр-ки <>.) истек межповерочный интервал ИПУ. У гр-ки <> прибор учета марки СО-2 N 0420261, 1996 года выпуска, пломба госповерки - 4 квартал 1996.
Обследование указанного многоквартирного дома проводилось без предварительного уведомления собственников о проведении проверки ИПУ, поскольку приборы учета расположены не в квартирах, а в тамбурах на лестничных площадках. Правилами N 354 регламентирован порядок проведения проверки, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
Уведомление о необходимости замены прибора учета электрической энергии в связи с истечением межповерочного интервала гр-ки <> в почтовый ящик было опущено только 20.12.2013 (в материалы дела представлена отрывная часть уведомления).
Гр-кой <> факт получения такого уведомления отрицает. В ходе рассмотрения дела пояснила, что она не знала о том, что срок поверки индивидуального прибора учета истек, что замену прибора учета необходимо провести собственнику за свой счет.
Однако, согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу статьи 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Несмотря на выявленное нарушение (истечение межповерочного интервала), зафиксированное актом N 2013-191 от 08.05.2013, ОАО "Ярославская сбытовая компания" до января 2014 производило начисление платы гр-ки <> по показаниям ИПУ, которые передавал собственник; далее начисление платы производилось в соответствии с пунктами 59,60 Правил N 354: в феврале, марте, апреле 2014 расчет платы за потребленную электроэнергию производился, исходя из среднемесячного потребления, а в мае и июне 2014 начисление платы производилось по нормативу потребления, установленного постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что при начислении платы за потребленную электрическую энергию в мае, июне 2014 был неверно применен норматив. У гр-ки <> трехкомнатная квартира без электроплиты и трое проживающих, расчет должен быть 85 кВт/ч х 3 чел. = 255 кВт/ч, а начислено было 89 кВт/ч х 3 чел. = 267 кВт/ч (из расчета на четырехкомнатную квартиру).
В письме N 02-1/1090юр от 24.11.2014 ОАО "Ярославская сбытовая компания" пояснило, что в мае, июне 2014 при начислении платы применялся норматив в размере 267 кВт/ч, исходя из количества зарегистрированных в квартире -3, число комнат - 4. Сведения о количестве прописанных жильцов и о количестве комнат в квартире представлены Муниципальным казенным предприятием "Информационно-расчетный центр" г.Ярославля (далее - МКП "ИРЦ") на основании договора на информационное обслуживание N 01-35-11/3 от 01.01.2011.
В материалы дела представлено письмо ОАО "Ярославская сбытовая компания" в адрес МКП "ИРЦ" (N02-1/1102юр от 28.11.2014), в котором указывалось на несоответствие представленных МКП "ИРЦ" данных о количестве комнат в квартире 44 по адресу: <>, содержалась просьба проверить достоверность данных, а при выявлении ошибки, сообщить причины предоставления недостоверных данных и принять меры к устранению ошибки.
В ответ МКП "ИРЦ" сообщило ОАО "Ярославская сбытовая компания" (письмо N 559 от 03.12.2014), что информация, содержащаяся в базе данных Единой городской базы данных, проверена. Информация о количестве комнат (4) в программе "Квартплата" была представлена ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района".
После выявления ошибки ОАО "Ярославская сбытовая компания" в квитанции за ноябрь 2014 произвело гр-ки <> перерасчет на сумму 24 руб.
Принимая во внимание изложенное выше, антимонопольный орган пришел к выводу, что злоупотребление доминирующим положением со стороны ОАО "Ярославская сбытовая компания" не нашло подтверждения при рассмотрении дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить дело в отношении ОАО "Ярославская сбытовая компания" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях общества.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Матяшевская М.И.
Шошина В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 03-03/50-14 (опубликовано 10 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016