Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 21 июля 2014 г. N 10615-14/Э
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Группа Финансы" (далее -заявитель) (вх. N 10615-14/э) на действия МУП "Водоканал г. Березники" (далее - организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение "Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года", извещение N 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, установила:
25.06.2014 г. МУП "Водоканал г. Березники" на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение "Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года".
По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. N5486-1 "О государственной тайне".
Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила).
В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.
Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения - организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение "сторонних организаций" для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение "Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года" выступает муниципальное унитарное предприятие "Водоканал г. Березники" (далее - Предприятие).
Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. NИ01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).
Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.
Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию "Водоканал г. Березники" полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. NИ01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа Финансы" (вх. N 10615-14/э) на действия МУП "Водоканал г. Березники" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение "Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года", извещение N 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июля 2014 г. N 10615-14/Э
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016