Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N ТГ08-02/2014-110 Ж (опубликовано 21 июля 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - (_), члены Комиссии - (_) - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), (_) - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, (_) - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), (_) - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, (_) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2014-110Ж по жалобе индивидуального предпринимателя (_) (далее - Заявитель) (вх. N 6779э от 09.07.2014 года) на действия Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Глазовский психоневрологический интернат" (далее - БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат"), Единой комиссии при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048),
в присутствии 16.07.2014 г.:
ИП (_),
представителя ИП(_) - (_) по доверенности N 1 от 16.07.2014 г.,
представителей БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" (_) по доверенности N 82 от 15.07.2014 г., (_) по доверенности N 36 от 12.03.2014 г.,
в присутствии 17.07.2014 г.:
ИП (_),
представителя ИП (_) - (_) по доверенности N 1 от 16.07.2014 г.,
представителей БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" (_) по доверенности N 82 от 15.07.2014 г., (_) по доверенности N 36 от 12.03.2014 г., установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 09.07.2014 года поступила жалоба ИП (_) на действия БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик), Единой комиссии при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048).
Содержание жалобы Заявителя:
Заявитель считает, что при проведении БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья с ценой контракта 735 000 руб. 00 коп., объемом запрашиваемых услуг 21 000 кг учреждением были нарушены принципы, закрепленные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках товаров).
Также на заседании Комиссии представитель ИП (_) пояснил, что выбор БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" способа закупки - закупка у единственного исполнителя на оказание услуг по стирке белья приводит к ограничению конкуренции, поскольку ИП (_) был лишен возможности участвовать в конкурентных способах закупки.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 16.07.2014 г. представители Заказчика БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласны, считают жалобу необоснованной по доводам, изложенным в пояснениях по жалобе от 15.07.2014 г. N 01-07/690.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ИП (_), письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
21.02.2014 г. Министерством социальной защиты Удмуртской Республики утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru 28.02.2014 года.
Согласно подпункту в) пункта 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров Закон о закупках товаров устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках товаров и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках товаров, при осуществлении им закупок за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
02 июля 2014 года БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru разместило извещение, документацию о проведении закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (далее - закупка у единственного исполнителя).
В Протоколе N 7 о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от 02.07.2014 г. указано, что в соответствии с пунктом 23 статьи 46 Положения о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" заключить договор на оказание услуг по стирке белья для нужд Глазовского психоневрологического интерната с ИП (_). Срок оказания услуг: со 02.07.2014 г. по 30.09.2014 г. на сумму 735 000 рублей.
БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" провело закупку у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048) в соответствии с Законом о закупках товаров N 223-ФЗ за счет средств, поступивших из пенсионных накоплений лиц, содержащихся в БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат".
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на 2014 год и плановый период 2015-2016 г.г. от 13.01.2014 г. оказание услуг по стирке белья относится к работам, услугам по содержанию имущества.
БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" провело закупку у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048) в соответствии с Планом закупок товаров, работ, услуг на 2014 г., утвержденным 03 марта 2014 г.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках товаров заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908, размещение на официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг, информации о внесении в него изменений осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Его размещение должно осуществляться не позднее 31 декабря текущего календарного года.
16.07.2014 г. на заседании Комиссии представитель учреждения пояснила, что План закупки товаров, работ, услуг на 2014 г., закупаемых в соответствии с Законом о закупках товаров N 223-ФЗ, не размещен на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
На заседании Комиссии 17.07.2014 г. представители учреждения пояснили, что разместили План закупки товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на 2014 г. www.zakupki.gov.ru 17.07.2014 г.
Учитывая изложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Плана закупки товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на 2014 г., поскольку План утвержден 03.03.2014 г., а размещен на официальном сайте лишь 17.07.2014 г., что является нарушением части 2 статьи 4 Закона о закупках товаров, пункта 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908.
Таким образом, в действиях БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Вместе с тем, при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048) Заказчиком БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" не был соблюден принцип информационной открытости закупки, установленный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках товаров, поскольку потенциальные участники - лица, оказывающие услуги по стирке белья, были лишены информации о проведении учреждением такой закупки и сроков ее проведения, в связи с чем, не могли направить коммерческие предложения на оказание услуг по стирке белья.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках товаров целями регулирования Закона о закупках товара являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках товаров, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках товаров правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" провело закупку у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья и на основании пункта 23 части 1 статьи 46 Положения о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" - "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение" выбрало исполнителя по договору на оказание услуг по стирке белья ИП (_).
Под закупкой у единственного источника понимается способ закупок, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (часть 1 статьи 45 Положения).
При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) начальная (максимальная) цена закупки не ограничена (часть 2 статьи 45 Положения).
Согласно пояснениям представителей БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" Заказчиком при проведении закупки у единственного исполнителя был проведен анализ рыночных цен по стирке белья. ИП (_), ИП (_), ИП (_) были направлены запросы с просьбой предоставить ценовую информацию для анализа рынка на услуги по стирке белья с указанием цены за 1 кг белья.
ИП (_) предложила производить стирку белья за 39 руб. за 1 кг, ИП (_) оказывает услуги по стирке белья по цене 42 руб./кг, а ИП (_) предложил оказывать услуги по стирке мягкого инвентаря с применением всех необходимых моющих средств по цене 35 руб. за 1 кг с учетом всех налоговых отчислений, транспортных расходов на доставку белья.
Исходя из предложения ИП (_) минимальной цены, учитывая добросовестное, качественное и в срок исполнение обязательств по договорам в предыдущих периодах, БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" заключило договор N 31401309048 от 02.07.2014 г. на оказание услуг по стирке белья с ИП (_), как с контрагентом, личность которого имеет решающее значение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции "положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Направление БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" ИП (_) письма от 19.05.2014 г. N 01-07/448, ИП (_) письма от 19.05.2014 г. N 01-07/450, ИП (_) письма от 19.05.2014 г. N 01-07/449 с запросами ценовой информации для анализа рынка на услуги по стирке белья создает ИП (_), ИП (_), ИП (_) преимущественные условия участия в закупке, по сравнению с ИП (_), который не обладал информацией о предстоящей закупке в связи с не размещением Плана закупки товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на 2014 г., на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и не направлением запроса коммерческого предложения ИП (_).
Представители БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" пояснили, что у них отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ИП (_) и ИП (_) оказывают услуги по стирке белья, а также не смогли пояснить, в связи с чем ИП (_) и ИП (_) были направлены письма с запросами коммерческих предложений. Указанные предприниматели услуги по стирке белья для БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" ранее не оказывали.
Вместе с тем, учреждение направило запрос коммерческого предложения ИП (_), но не направило запрос ИП (_), однако и ИП (_) и ИП (_) оказывали ранее БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" услуги по стирке белья.
Договор N 31401309048 от 02.07.2014 г. на оказание услуг по стирке белья был заключен с ИП (_) на основании пункта 23 части 1 статьи 46 Положения о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат", а именно закупка у единственного источника может осуществляться "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение".
Из письменных и устных пояснений представителей Заказчика БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" следует, что выбор ИП (_) в качестве исполнителя по договору на оказание услуг по стирке белья происходил с учетом предложенной ИП (_) цены - 35 руб./кг, добросовестного, качественного и в срок исполнения обязательств по договорам в предыдущих периодах.
Вместе с тем и ИП (_), и ИП (_) ранее оказывали БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" услуги по стирке белья, нареканий на оказание ИП (_) услуг по стирке белья у учреждения не имелось, претензионная работа не велась. ИП (_) также исполнял обязательства по договору на оказание услуг по стирке белья добросовестно, качественно и в срок, согласно пояснениям представителей БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат". Кроме того из пояснений следует, что для учреждения имеет значение качество выполняемых услуг, а не конкретное лицо.
Таким образом, установление в Положении о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" пункта 23 части 1 статьи 46, а именно возможности проведения закупки у единственного источника "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение" приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, поскольку потенциальные участники, отвечающие всем требованиям документации и оказывающие услуги по стирке белья, но по тем или иным признакам их личность не отвечает чьим-либо запросам, Заказчика или членов Комиссии, ограничены в возможности заключения договора с БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на оказание услуг по стирке белья. Представители учреждения не смогли пояснить, по каким критериям личность исполнителя отвечает требованиям Заказчика.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в определении исполнителя услуги при проведении закупки на оказание услуг по стирке белья на основании пункта 23 части 1 статьи 46 Положения о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение", тем самым, личности ИП (_) были созданы необоснованные преимущественные условия в предпринимательской деятельности, что противоречит установленным антимонопольным требованиям к торгам и закупкам.
По-мнению Комиссии Удмуртского УФАС России, личность контрагента - в данном случае ИП (_) не может иметь какого-либо решающего значения, поскольку Заказчик услуги - учреждение не ставило обязательным условием - исполнение услуг по стирке белья лично (_). Выбор личности - конкретного человека имеет в своей природе также личностные предпочтения, что не соотносится с принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленными пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках товаров.
Исходя из изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России считает жалобу ИП (_) на действия БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048) обоснованной.
Рассмотрев ходатайство БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" о признании жалобы ИП (_) необоснованной и отклонении ее как несоответствующей пункту 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу об отклонении ходатайства учреждения в связи с тем, что жалоба ИП (_) содержит информацию согласно части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Довод БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" о том, что Закон о защите конкуренции не распространяется на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является необоснованным, поскольку согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции "положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с установлением в действиях Заказчика - БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" нарушений при осуществлении указанной закупки, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Заявителя, неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.
Руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя (_) на действия Заказчика - Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Глазовский психоневрологический интернат", Единой комиссии при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключить договор на оказание услуг по стирке белья (N извещения: 31401309048) обоснованной.
Признать БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" нарушившим часть 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908, в части нарушения сроков размещения БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" на официальном сайте www.zakupki.ru Плана закупки товаров, работ, услуг на 2014 г.
Признать БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с установлением в части 1 статьи 46 Положения пункта 23 о возможности проведения закупки у единственного источника "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение", что не соответствует целям, определенным в части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Признать БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в определении исполнителя услуги при проведении закупки на оказание услуг по стирке белья на основании пункта 23 части 1 статьи 46 Положения о закупках товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" - "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение", тем самым, личности ИП (_) были созданы необоснованные преимущественные условия в предпринимательской деятельности, что противоречит установленным антимонопольным требованиям к торгам и закупкам.
5. Выдать Заказчику - БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения закупки у единственного исполнителя, а именно внести изменение в Положение о закупке товаров, работ, услуг БСУ СО УР "Глазовский психоневрологический интернат" - исключить пункт 23 части 1 статьи 46 Положения "в иных случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение".
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии (_)
(_)
(_)
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N ТГ08-02/2014-110 Ж (опубликовано 21 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016