Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 16 июля 2014 г. N 1-00-985/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "НТЦ "Измеритель" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку и установку автомобильных тахографов с дополнительным оборудованием (реестровый N 31401202304) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном определении победителя Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке для нужд Заказчика утверждено генеральным директором Заказчика (версия N 8) (далее - Положение о закупке).
Извещение и Закупочная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 06.06.2014. Датой окончания подачи заявок является 16.06.2014, датой подведения итогов Закупки является 23.06.2014.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки от 23.06.2014 N 91/РКЗ ООО "НТЦ "Измеритель" присвоено 33,7 баллов, ООО "Корпорация передовых автотехнологий" присвоено 41,6 баллов. Победителем признано ООО "Корпорация передовых автотехнологий".
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 8 статьи 1.1 раздела 2.7 Положения о закупке в целях выявления степени соответствия заявок на участие в запросе предложений требованиям, установленным в документации о запросе предложений, их предварительного ранжирования по степени предпочтительности для Заказчика для каждой закупки разрабатывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, которые указываются в документации о запросе предложений. Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений разрабатывается Заказчиком с учетом предложений инициатора закупки, анализа рынка закупаемых товаров, работ и услуг, требований настоящего Положения. Для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений могут использоваться следующие критерии:
предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, содержащееся в заявке на участие в запросе предложений участника запроса предложений (цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию);
функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара либо качество работ, услуг;
квалификация участника запроса предложений и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), в том числе деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора;
расходы на эксплуатацию и (или) техническое обслуживание товара;
сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
иные критерии, в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.
Пунктом 11.12 Закупочной документации определен порядок оценки заявок:
Цена договора:
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "цена договора" ("цена договора за единицу товара, работы, услуги"), определяется по формуле:
Amax- A i
R цi = ------------ x 100,
Amax
где:
Rцi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Ai - предложение i-го участника открытого запроса предложений по стоимости.
Amax - начальная (максимальная) цена, предложенная Организатором запроса предложений.
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "цена договора" умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Качество услуг и квалификация участников:
Для получения оценки (значения в баллах) по критерию для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по каждому показателю.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качество услуг и квалификация участников", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество услуг и квалификация участников", определяется по формуле:
,
где:
- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Для определения рейтинга заявки по критерию "качество услуг и квалификация участников" устанавливаются следующие показатели:
N п/п |
Показатели неценового критерия "качество услуг и квалификация участников" |
Оценка в баллах (макс.) |
1 |
Опыт работы с организациями космической отрасли не менее 6 месяцев. Мах- 12 баллов, min - 0 баллов. |
15 |
2 |
Обязательная сертификация поставляемого оборудования. Мах- 9 баллов, min - 0 баллов. |
13 |
3 |
Соответствие поставляемого оборудования требованиям Приказа Минтранса РФ N36 от 13 февраля 2013 г. Мах- 8 баллов, min - 0 баллов. |
8 |
4 |
Наличие сертификатов от производителя оборудования, подтверждающих полномочия организации. Мах- 8 баллов, min - 0 баллов. |
8 |
5 |
Наличие лицензии на оказание телематических услуг связи, действующей не менее 1 года к моменту подачи заявки. Мах- 8 баллов, min - 0 баллов. |
12 |
6 |
Возможность привлечения сотрудников производителя оборудования для консультаций и установки оборудования. Мах- 6 баллов, min - 0 баллов. |
6 |
7 |
Опыт оказания аналогичных услуг участником на момент подачи заявки не менее 1 года. Предмет оценки: стаж работы на данном рынке на основании учредительных и регистрационных документов участника. Оценивается в % от требуемого опыта с округление до целого числа в большую сторону. Мах- 12 баллов, min - 0 баллов. |
12 |
8 |
Гарантийный срок на поставляемый товар не менее 1 года. Предмет оценки: оценивается гарантийный срок в % относительно запрашиваемого срока и округляется до целого числа в сторону увеличения, где выполнение или превышение запрашиваемого срока оценивается в максимальный бал. Мах- 16 баллов, min- 0 баллов. |
16 |
9 |
Юридическая чистота сделки. Предмет оценки: соответствие 3 критериям:
Отсутствие судебных разбирательств и отрицательных судебных решений в адрес компании и учредителей.
Отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков.
Отсутствие преследования за экономические преступления, как на территории РФ, так и вне ее пределов. Оценивается количеством выполняемых критериев, где все каждого критерия равен одной четверти от максимального балла по данному пункту. Мах - 7 баллов, min - 0 баллов. |
10 |
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "качество работ и квалификация участника" умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Итоговый рейтинг:
Итоговый рейтинг каждого участника рассчитывается по формуле:
Zi = R цi*0,40 + R сi*0,60
Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Победителем открытого запроса предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке, на участие в открытом запросе предложений которого, присвоен первый номер.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Конкурса по критериям, указанным в Закупочной документации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Комиссией установлено, что порядок оценки заявок по критерию "качество услуг и квалификация участников", указанный в пункте 11.12 Закупочной документации, содержит следующие противоречия в части определения максимального балла подкритериев: Опыт работы с организациями космической отрасли не менее 6 месяцев - максимальный балл 12 или 15; Обязательная сертификация поставляемого оборудования - максимальный балл 9 или 13; Наличие лицензии на оказание телематических услуг связи, действующей не менее 1 года к моменту подачи заявки - максимальный балл 8 или 12; Юридическая чистота сделки - максимальный балл 7 или 10. При этом значимость критерия "качество услуг и квалификация участников" составляет 60%.
Следовательно, порядок оценки заявок в Закупочной документации по критерию "качество услуг и квалификация участников" вводит в заблуждение участников Закупки, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии представлен договор от 14.07.2014 N 143300-01, заключенный по результатам Закупки.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как по результатам Закупки заключен договор.
Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2014 г. N 1-00-985/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016