Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 20 сентября 2012 г. N 264-10-12
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 06 сентября 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Е.Л. Лужбин, Врио руководителя управления, члены Комиссии - Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Куштысева Е.В., главный государственный инспектор правового отдела рассмотрела дело N 264-10-12, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя <_> (N 2832 от 27.02.2012) в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска" (далее - МУП "ЖКХ г. Лесосибирска") (662543, Россия, г. Лесосибирск, ул. Победы, 20) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ИП <_> (N 2832 от 27.02.2012) на действия МУП "ЖКХ г. Лесосибирска", выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, отказе в согласовании проекта установки узла учета тепловой энергии в магазине "Южный", расположенном по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 36 (помещения N 71 и N 81).
По фактам неправомерного расторжения с ИП <_> договора <_> на коммунальные услуги: тепловодоснабжение, прием сточных вод от 31.10.2006, неправомерного отказа ИП <_> в согласовании проекта установки узла учета тепловой энергии в магазине "Южный", расположенном по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 36 (помещения N 71 и N 81), управлением приказом N 433 от 26.06.2012 года было возбуждено дело N 264-10-12 в отношении МУП "ЖКХ г. Лесосибирска".
Определением о назначении к рассмотрению дела N 264-10-12 от 26.06.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Домовой Комитет" (662543, г. Лесосибирск, ул. Кирова, д. 1, кв. 82) (далее - ООО "ДомКом").
При рассмотрении дела N 264-10-12 присутствовали представители:
- <_> - <_> (доверенность от 05.09.2012);
- МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" - <_> (доверенность от 09.06.2012);
- ООО "ДомКом" - <_> (доверенность от 10.07.2012).
В ходе рассмотрения Комиссией дела N 264-10-12 были установлены следующие фактические обстоятельства.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <_> принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <_>
<_> согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.01.2011 принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <_>
Между заявителем и МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" заключен договор от 31.10.2006 N <_>на коммунальные услуги: тепловодоснабжение, прием сточных вод, предметом которого является оказание услуг по теплоснабжению, водоснабжению, приему сточных вод объекта потребителя - магазину "Южный", расположенному по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36.
В соответствии со статьей 2 устава МУП "ЖКХ г. Лесосибирска", утвержденного постановлением N 920 от 18.09.2006 комитета по управлению муниципальной собственностью предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности: услуги населению и предприятиям по обеспечению водой, теплоэнергией, приемом сточных вод; деятельность по эксплуатации наружных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и другие виды деятельности не запрещенные Законом РФ.
В настоящее время услуги по управлению указанным многоквартирным жилым домом оказывает ООО "ДомКом".
ИП <_> неоднократно обращался в адрес МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" с просьбой о согласовании проекта установки узла учета отопления магазина "Южный" (N 6/01-12 от 19.01.2012, N 10 от 16.02.2012).
Однако, МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" отказало заявителю в указанном согласовании в связи с тем, что не имеет статуса энергоснабжающей организации в отношениях с ИП <_> по причине отсутствия технологического присоединения объекта заявителя к тепловым сетям предприятия (N 59 от 25.01.2012, N 167 от 27.02.2012).
МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" в письменных пояснениях (N 262 от 21.03.2012) указало, что: "для ИП <_> предприятие не является энергоснабжающей организацией, так как сети предприятия не имеют технологического присоединения к сетям ИП <_>
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В данном случае тепловые сети помещений N 71 и N 81, расположенных в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36, принадлежащих ИП <_> на праве собственности, непосредственно присоединены к внутридомовым инженерным сетям жилого дома.
В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающей организацией за полученное ими тепло осуществляется на основании приборов учета. Пунктами 7.1. и 7.6. указанных Правил определены условия допуска узла учета у потребителя.
Принимая во внимание то, что заявитель не является абонентом, производящим расчет за тепловую энергию предприятию, в связи с тем, что договорные отношения между ИП <_> и МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" отсутствуют, а также на основании вышеизложенных норм, предприятие считает отказ в согласовании проекта узла учета тепловой энергии обоснованным".
Согласно письму МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" (N 921 от 26.10.2009), адресованному ИП <_> предприятие уведомляет заявителя о том, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36, пом. 71, находится в многоквартирном доме.
МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" не имеет технической возможности осуществлять теплоснабжение нежилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности, минуя тепловые и водопроводные инженерные сети, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Энергоснабжение помещения заявителя возможно лишь через внутридомовые инженерные сети, находящиеся в управлении управляющей организации.
На сегодняшний день управляющая организация установила приборы учета и контроля тепловой энергии, горячей и холодной воды на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36, ИП <_> необходимо обратиться в управляющую компанию ИП <_> для заключения договора.
На основании вышеизложенного МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" не намерено продлевать действующий договор с 01.10.2009.
Также предприятие указало, что в ближайшее время в адрес ИП <_> будет направлено дополнительное соглашение о расторжении договора N 65 от 31.10.2006.
В материалах дела содержится письмо МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" (N 998 от 19.11.2009), адресованное ИП <_> в котором предприятие уведомило заявителя о том, что в связи с тем, что услуги по поставке тепловой энергии с 01.10.2009 ему оказывает управляющая организация ИП <_> руководствуясь пп. 6.1, 6.3 договора N 65 от 31.10.2006, статьи 450 ГК РФ, указанный договор не подлежит продлению на 2010 год.
ИП <_> в ответ на указанные письма МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" направил письмо от 27.11.2009, в котором сообщил о том, что не согласен с расторжением договора N 65 от 31.10.2006 и обратился с просьбой предъявить счет-фактуру на оплату коммунальных услуг, оплату которых гарантирует.
Согласно письму ООО "ДомКом" (N 11392 от 13.07.2012) какие-либо договоры, заключенные между обществом и заявителем отсутствуют.
ООО "ДомКом" в адрес заявителя направило письмо (N 43 от 27.01.2012), в котором указало, что: "рассмотрев обращение ИП <_> от 24.01.2012 о согласовании установки теплосчетчика в универмаге "Южный" по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36, сообщаем, что вышеуказанное обращение не содержит правовой нормы, возлагающей на собственника помещения обязанности по направлению в управляющую организацию заявление на согласование установки теплосчетчиков".
В материалы дела заявителем представлен акт от 15.09.2011 года, в котором зафиксировано, что в универмаге "Южный", расположенном по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36, узел теплоснабжения перекрыт, теплоноситель через приборы отопления не циркулирует - отключены. Задвижки на подачу и обратку теплоэнергии опломбированы двумя пломбами с оттисками "ОРС-25" в тепловом узле в универмаге "Южный".
ИП <_> в письменных пояснениях (N 37 от 12.05.2012) указал, что исследуемые действия МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" являются ущемляющими его интересы, так как отказ в согласовании проекта установки узла учета тепловой энергии в магазине "Южный" повлек невозможность выполнения процедуры по установке и допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
В целях предотвращения необоснованных затрат по тепловой энергии заявитель был вынужден отказаться от теплопотребления в отопительном сезоне 2011-2012 г. г. Данное обстоятельство повлекло отток юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - арендаторов нежилых помещений. Для поддержания надлежащей температуры в помещениях магазина были подключены электрические теплозавесы, что отразилось на увеличении потребления и оплате за электроэнергию на 10-15%. В результате приведенных обстоятельств ИП <_> понес дополнительные расходы в виде реального ущерба и упущенной выгоды при осуществлении предпринимательской деятельности по сдаче в аренду имущества.
Проанализировав доводы сторон, комиссия отмечает, что согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией.
В соответствии с пунктом 7.1. указанных Правил допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4). Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Согласно письменным пояснениям МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" от 06.09.2012 года договор N 65 на коммунальные услуги: тепловодоснабжение, прием сточных вод от 31.10.2006 года не расторгнут, так как дополнительное соглашение ИП <_> не было возвращено.
Письмом N б/н от 02.03.2009 ИП <_> уведомил предприятие о том, что дополнительное соглашение им не подписано, договор <_> от 31.10.2006 заявитель расторгать не намерен.
Однако, МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" указало, что плата за коммунальные услуги, поставленные ИП <_> оплачивается заявителем ООО "ДомКом", что подтверждает наличие между заявителем и ООО "ДомКом" договорных отношений.
Комиссией установлено, что ИП <_> оплата коммунальных услуг производилась ИП <_> и ООО "ДомКом" в связи с неправомерными действиями МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" в части невыставления счетов для оплаты услуг, оказанных по договору N 65 от 31.10.2006.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно - методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей должны осуществляться на основании договора теплоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом и теплоснабжающей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии со статьей 452 соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с аналитическим отчетом, составленным по результатам проведенного анализа положения МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" на рынках услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в границах балансовой принадлежности соответствующих сетей предприятия на территории города Лесосибирска, МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" занимает доминирующее положение на указанных рынках.
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия пришла к выводу о том, что МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" обладает статусом энергоснабжающей организации, в связи с чем действующим законодательством на предприятие возложена обязанность по согласованию проекта на узел учета тепловой энергии.
В связи с указанным, отказы МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" ИП <_> в согласовании проекта на узел учета тепловой энергии в связи с отсутствием у предприятия статуса энергоснабжающей организации является неправомерным и ущемляет интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
На заседание комиссии МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" было представлено письмо (N 726 от 06.08.2012), адресованное ИП <_> согласно которому проект узла учета тепловой энергии магазина "Южный", расположенный по адресу: г. Лесосибирск, ул. Белинского, 36, N 01Л12-УУТЭ согласован, о чем на титульной странице сделана соответствующая запись.
Кроме того, представитель МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" на заседании комиссии подтвердил факт наличия действующего договора N <_> на коммунальные услуги: тепловодоснабжение, прием сточных вод от 31.10.2006 года между ответчиком и заявителем.
Представитель ИП <_> на заседании комиссии подтвердил факт согласования ответчиком указанного проекта узла учета тепловой энергии и указал, что со стороны заявителя указанный договор также считается действующим и комиссия может рассматривать указанные действия и пояснения ответчика как добровольное устранения нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части неправомерных отказов МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" ИП <_> в согласовании проекта на узел учета тепловой энергии (N 59 от 25.01.2012, N 167 от 27.02.2012).
2. Производство по делу N 264-10-12, возбужденному в отношении МУП "ЖКХ г. Лесосибирска" по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии А.В. Коваленко
Е.В. Куштысева
reshenie_264-10-12.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 сентября 2012 г. N 264-10-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016