Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 3 октября 2012 г. N 364-12-А3
Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 03 октября 2012 г.
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 364-12-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области (администрацией Красногвардейского района Белгородской области, далее - Администрация, ответчик) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012, далее - Закон о Защите конкуренции), УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения 16.08.2012 в соответствии с приказом руководителя Белгородского УФАС России N 269 от 15.08.2012 выездной внеплановой проверки соблюдения Администрацией положений статей 15 - 21 Закона о защите конкуренции было проанализировано постановление Администрации от 09.02.2011 N 5 "О передаче полномочий муниципального заказчика" (далее - Постановление).
Пунктом 1 Постановления Администрация передала государственному учреждению "Управление капитального строительства Белгородской области" функции муниципального заказчика осуществления заказа и заключения муниципальных контрактов в целях выполнения работ по строительству и капитальному ремонту объектов социальной сферы.
Рассмотрев Постановление, Белгородское УФАС России обнаружило в нём признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 29.08.2012 N 291 в отношении Администрации возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 (ред. от 20.07.2012) N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями органов местного самоуправления.
На заседании Комиссии представитель ответчика Звягинцева О.П. пояснила, что основанием для принятия Постановления послужили постановления правительства Белгородской области от 16.10.2010 N 336-пп "Об утверждении долгосрочной программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развитие инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011-2013 годы" и от 17.01.2011 N 5-пп "Об утверждении Порядка финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 год за счет средств областного и местных бюджетов".
Согласно постановлению от 16.10.2010 N 336-пп Управлению государственного заказа и лицензирования Белгородской области поручено осуществлять функции по размещению заказов с целью заключения муниципальных контрактов путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, на выполнение строительно-монтажных работ, разработку проектно-сметной документации, поставку технологического оборудования, мебели, инвентаря, оказание услуг по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании соглашения о передаче функций заказчика между администрациями муниципальных районов и городских округов и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" ОГУ "Центр социальных инвестиций и строительства"
Финансирование объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта производится за счет средств областного бюджета на условиях софинансирования из средств местного бюджета.
После поступления средств областного бюджета в бюджет муниципального района Администрацией производилось финансирование выполненных работ.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно статье 120 ГК РФ учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
Следовательно, государственное учреждение "Управление капитального строительства Белгородской области" является хозяйствующим субъектом.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
В соответствии с изменениями, внесенными статьей 21 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения приобретают статус "иных заказчиков". Иные заказчики заключают от имени учреждения гражданско-правовые договоры, а не государственные или муниципальные контракты от имени соответствующего публично - правового образования.
Ссылка представителя ответчика на постановления правительства Белгородской области не может быть принята во внимание, так как нормы указанных постановлений в части передачи органом местного самоуправления определённых функций учреждению не являются императивными (обязывающими) нормами и носят диспозитивный характер (разрешают по своему усмотрению реализовывать права и обязанности).
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предав функцию муниципального заказчика Государственному учреждению "Управление капитального строительства Белгородской области", Администрация наделила хозяйствующий субъект функциями и правами органа местного самоуправления, чем нарушила запрет, установленный частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012), Комиссия Белгородского УФАС России решила:
1. Признать факт нарушения администрацией муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области (администрацией Красногвардейского района Белгородской области) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012), выразившегося в принятии постановления от 09.02.2011 N 5 "О передаче полномочий муниципального заказчика", которым хозяйствующий субъект был наделен функциями и правами органа местного самоуправления.
2. Выдать администрации муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области (администрации Красногвардейского района Белгородской области) предписание: в срок до 02.01.2013 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012). Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства не допускать в дальнейшем наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Администрация Красногвардейского района Белгородской области
пл. Соборная, 1,
г. Бирюч, Белгородская область, 309370
ПРЕДПИСАНИЕ N _135_
(извлечение)
03 октября 2012 г. г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012), на основании своего решения от 03.10.2012 по делу N 364-12-АЗ о нарушении администрацией муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области (администрацией Красногвардейского района Белгородской области, расположенной по адресу: пл. Соборная, 1, г. Бирюч, Белгородская область, 309370) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012), предписывает:
1. Администрации муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области (администрации Красногвардейского района Белгородской области) в срок до 02.01.2013 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012), выразившееся в принятии постановления от 09.02.2011 N 5 "О передаче полномочий муниципального заказчика", которым хозяйствующий субъект был наделен функциями и правами органа местного самоуправления.
2. Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего предписания, не допускать в дальнейшем наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органа местного самоуправления.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Белгородское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа пунктами 2.1 - 2.7 части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 октября 2012 г. N 364-12-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016