Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 9 октября 2012 г. N 03-10/7-2012
Резолютивная часть решения оглашена "05" октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "09" октября 2012 г.
Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Отменной Л.А. - заместителя руководителя - начальника отдела управления; членов Комиссии: Стывриной К.Б. - ведущего специалиста-эксперта управления, Коноваловой Н.Н. - ведущего специалиста-эксперта управления, рассмотрев дело N 03-10/7-2012 по признакам нарушения МУП "Сеймчантеплосеть" (ул. Промышленная, 16, п. Сеймчан, Среднеканский район, Магаданская область) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП "Сеймчантеплосеть" явилось обнаружение управлением в действиях предприятия признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
18 июля 2012 г. приказом руководителя управления N 01-12/79 возбуждено дело N 03-10/7-2012 по признакам нарушения МУП "Сеймчантеплосеть" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, определением N 95 от 31.07.2012 дело назначено к рассмотрению на 05.10.2012 на 11 часов 00 минут.
01.10.2012 МУП "Сеймчантеплосеть" заявлено ходатайство о рассмотрении дела N 01-10/7-2012 в отсутствие представителя предприятия.
МУП "Сеймчантеплосеть" осуществляет работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и предприятиям в поселке Сеймчан Среднеканского района Магаданской области. МУП "Сеймчантеплосеть" осуществляет следующие основные виды деятельности: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, сбор и очистка воды, распределение воды, удаление сточных вод, отходов (водоотведение), управление эксплуатацией жилого фонда.
Приказом Магаданского УФАС N 01-12/28/49 от 24.03.2011 МУП "Сеймчантеплосеть" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по товарной группе "производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)" в географических границах п. Сеймчан Среднеканского района с долей более 50%.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России N 220 от 28.04.2010, управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в части сбыта тепловой энергии, на рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области по итогам 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 года.
В целях оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.
По результатам анализа, составлен аналитический отчёт, из которого следует, что на рынке услуг по теплоснабжению в части сбыта тепловой энергии, на рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области доля МУП "Сеймчантеплосеть" по итогам работы за 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 года составила 100%.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании изложенного Комиссия устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции положение МУП "Сеймчантеплосеть" на рынке услуг по теплоснабжению в части сбыта тепловой энергии, рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области доля МУП "Сеймчантеплосеть" по итогам работы за 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 года является доминирующим с долей более 50%.
Комиссия устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 и частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции положение МУП "Сеймчантеплосеть" на рынке услуг горячего водоснабжения в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области доля МУП "Сеймчантеплосеть" по итогам работы за 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 года является доминирующим с долей более 50%.
Статьей 6 Закона о конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Специфика услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета тепловой энергии, горячей воды обусловлена тем, что предоставлена она может быть энергоснабжающей организацией, с которой заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) тепловой энергии в горячей воде) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, и сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого энергетического ресурса, а также исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах. Поскольку, доля энергоснабжающих предприятий на локальных рынках теплоснабжения, горячего водоснабжения составляет 100 %, конкуренция как на рынках теплоснабжения, горячего водоснабжения, так и на связанных с ними рынках по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров отсутствует, а значит отсутствуют и конкурентные рынки с сопоставимой ценой на услугу по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров в Российской Федерации, а учитывая различия в законодательстве, таможенном и государственном регулировании услуг, и за пределами Российской Федерации.
В период с 01 сентября 2011 г. по 24 сентября 2012 г. на предприятии действовали тарифы на: опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения в размере 140 руб., опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятий в размере 196 руб. (с учетом НДС), установленные и.о. директором МУП "Сеймчантеплосеть" Масловым О.К.
Структура вышеуказанных цен приведена в нижеследующей таблице:
N |
Статьи затрат |
Опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения, руб. |
Опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятия, руб. |
1. |
Заработная плата техника с учетом соц. выплат |
73 |
- |
|
Заработная плата инженера с учетом соц. выплат |
- |
87 |
2. |
Хозяйственные расходы |
20/27,22% |
24/27,22% |
|
Прибыль |
47/50% |
55,5/50% |
|
Цена (без учета НДС) |
140 |
166,5 |
|
Цена (с учетом НДС) |
- |
196 |
В соответствии со штатным расписанием по предприятию инженер, как и техник по жилищному фонду, являются работниками ПТО.
В должностные обязанности техника ПТО наряду с другими обязанностями входит опломбирование водомеров и теплосчетчиков, установленных в жилых помещениях, заключение договоров на предоставление коммунальных услуг (отопление, холодное и горячее водоснабжение) с собственниками жилых домов и приватизированных квартир. Затраты на его содержание полностью включены в тарифы на основную регулируемую деятельность, поэтому повторное включение ее в услугу "опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения" является экономически необоснованным, следовательно расходы по заработной плате с учетом соц. выплат техника в вышеуказанной калькуляции в размере 73 руб. не являются необходимыми расходами при оказании услуги.
В должностные обязанности инженера ПТО наряду с другими обязанностями входит опломбирование и прием к учету теплоизмерителей и счетчиков горячей воды (проверка правильности установки приборов, составление актов). Затраты на его содержание полностью включены в тарифы на основную регулируемую деятельность, поэтому повторное включение ее в услугу "опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятий" является экономически необоснованным, следовательно расходы по заработной плате с учетом соц. выплат инженера в вышеуказанной калькуляции в размере 87 руб. не являются необходимыми расходами при оказании услуги.
Распределение планового фонда оплаты труда техника и инженера ПТО по видам услуг, оказываемых предприятием в 2011, 2012 годах, МУП "Сеймчантеплосеть" не представлено.
Согласно представленному штатному расписанию, расчету общехозяйственных расходов по предприятию на 2011 год, инженер и техник по жил. фонду входят в структуру "руководителей, специалистов и служащих", заработная плата с отчислениями на их содержание отражена по аналитическому счету 26, в результате, хозяйственные расходы в калькуляциях в размере 27,22% необоснованно начислены на заработную плату сотрудников ПТО, входящих в состав "руководителей, специалистов и служащих". В частности, в расчете общехозяйственных расходов по предприятию на 2011 год по статье "ФОТ" учтены расходы 5 945,4 тыс. руб., в т.ч. в размере 5 446,5 тыс. руб. (руководители, специалисты (19,5 чел.), из них 13,5 чел. - АУП, 4 чел. - ПТО, 2 чел. - ОМТС), в размере 498,9 тыс. руб. (рабочие (2,4 чел.)); по статье "Отчисления от ФОТ 34 %" учтены расходы 2 021,4 тыс. руб., в т.ч. 4 чел. - ПТО.
Согласно учетной политике предприятия по основной деятельности на 2011 год, учет затрат на производство ведется по прямым затратам, собираемым по дебету счетов: 20 "Основное производство" по следующей аналитике: водопровод, канализация, котельное хозяйство п. Сеймчан / ЦТП, участок механизации; и косвенным затратам, собираемые по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и распределяемые ежемесячно между объектами калькулирования себестоимости пропорционально заработной плате основных работников.
По итогам 2011 года фактическое соотношение общехозяйственных расходов к заработной плате основных работников составило 32,45%, фактические накладные расходы распределены между подразделениями: водоканал, водоотведение, ЖЭУ, котельные п. Сеймчан / ЦТП, участок механизации. На остальные услуги фактическое распределение общехозяйственных расходов отсутствует.
Включение общехозяйственных расходов в размере 27,22% к заработной плате в калькуляциях, кроме вышеуказанного нарушения, не соответствуют учетной политике предприятия и не учитывает факта полного включения общехозяйственных расходов в регулируемые услуги. Таким образом, общехозяйственные расходы, включенные в расчет стоимости услуг в размерах 20 руб., 24 руб. не соответствуют необходимым затратам на услуги.
Экономического обоснования необходимой прибыли в тарифах в размере 50 % к затратам в представленных в калькуляциях на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения, на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятия, МУП "Сеймчантеплосеть" не представлено.
В соответствии с пунктом 18 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 N20-э/2 (в ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки), не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен). Исходя из указанного, в рассматриваемые калькуляции и другие нерегулируемые услуги, предприятие могло включить плановые расходы, необходимые для оказания услуги на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения, услуги на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятия, при условии, что эти расходы не компенсируются в тарифах на другие услуги.
Доказательств того, что плановые расходы и прибыль, включенные в расчет стоимости услуги на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения, услуги на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятия, не включены в стоимость регулируемых и других оказываемых услуг, МУП "Сеймчантеплосеть" не представлено.
Таким образом, цены на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для населения, на опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС, при установке электробойлеров для предприятия, установленные и применяемые в период с 01 сентября 2011 г. до 24 сентября 2012 г. превышали затраты и прибыль необходимые для оказания указанных услуг в размерах 140 руб., 196 руб. соответственно, то есть являлись монопольно высокими.
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением товарном рынке посредством установления, поддержания монопольно высоких цен на товары, услуги, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление иных лиц. В результате применения монопольно высоких цен нарушены интересы неопределенного круга лиц - потребителей категории "население" и "предприятия" в поселке Сеймчан.
В результате монополистической деятельности МУП "Сеймчантеплосеть" получен доход в период с 01.09.2011 по 24.09.2012 - 18 156 руб.
В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства МУП "Сеймчантеплосеть" изданы Приказ от 24.09.2012 N 155-о-а об отмене платы за опломбирование теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе ГВС для населения и предприятий, Распоряжение от 24.09.2012 N 14 о возврате финансовых средств населению и организациям за опломбирование счетчиков, подтверждающие добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-3 статьи 41,частью 1 статьи 48,частью 1 статьи 49 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Установить, что в соответствии с пунктом с части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Сеймчантеплосеть" занимало доминирующее положение в 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 г. в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области по услуге приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров с долей более 50%.
2. Установить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Сеймчантеплосеть" занимало доминирующее положение в 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 г. в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области по услуге теплоснабжения в части сбыта тепловой энергии с долей более 50%.
3. Установить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Сеймчантеплосеть" занимало доминирующее положение в 2010-2011 гг., 9 месяцев 2012 г. в географических границах муниципального образования "поселок Сеймчан" Магаданской области по услуге горячего водоснабжения с долей более 50%.
4. Установить в действиях МУП "Сеймчантеплосеть" нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления, поддержания монопольно высоких цен на услугу по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров для населения, на услугу по приемке в эксплуатацию (опломбированию) теплосчетчиков, водомеров, вентилей на трубопроводе горячего водоснабжения, при установке электробойлеров для предприятий в период с 01.09.2011 по 24.09.2012, ущемившими интересы контрагентов предприятия.
5. Прекратить рассмотрение настоящего дела в связи с добровольным устранением МУП "Сеймчантеплосеть" нарушения антимонопольного законодательства, установленного пунктом 4 настоящего Решения, и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 9 октября 2012 г. N 03-10/7-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016