Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 27 марта 2015 г. N 02-03/11-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: < --- > рассмотрев дело N 02-03/11-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" в присутствии исполнительного директора КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" < --- > представителя ФГУП "ГТРК Тула" < --- > по доверенности N 74/115/04 от 25.02.2015 г. установила:
На телеканале "Россия-1" в региональном рекламном блоке транслируется 4 видеоролика с рекламой финансовых услуг Кредитного Потребительского кооператива "Кредитный союз "Умно жить" - Тула" (ИНН 7107551148, ОГРН 1147154028768).
При трансляции данной рекламы звучат следующие фразы:
"Лично я, когда узнала, что можно жить еще и на проценты, собрала свои сбережения и получаю прибавку к пенсии", "Каждый месяц меня ждут, чтобы выплатить мне мои проценты. Кредитный союз "Умно жить" выгодная сберегательная компания для пенсионеров. Тел. 588-555".
В рекламе также присутствует текст следующего содержания, написанный крупным, хорошо читаемым шрифтом: "УМНО ЖИТЬ КРЕДИТНЫЙ СОЮЗ г. Тула пр. Ленина, 32 телефон (4872) 588-555". Остальной текст написан мелким шрифтом, который невозможно прочитать за 10 секунд (время нахождения кадра в эфире).
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" установлено, что кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Распространяемая в региональных рекламных блоках на канале "РТР" реклама КПК "Кредитный союз "Умно жить" - Тула" содержит в неразборчивом и нечитаемом формате информацию о том, что в программе сбережений могут участвовать только члены кооператива.
В соответствии с письмом ФАС России от 13.08.2010 г. N АК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг" в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера кадра и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Аналогичные разъяснения дает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"
пункт 26. Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 Закона о рекламе.
пункт 28. Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, влечет нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В рекламе отсутствует существенная информация о минимальной сумме вложений по вкладам для получения ежемесячных процентов, что также влечет нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Из представленного в Управление договора N 32 от 10.11.2014 г. следует, что рекламодателем указанной рекламы является КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
Согласно пункту 2.1.2 указанного договора заказчик самостоятельно определяет объект рекламирования, цели рекламы, предоставляет исходные данные, необходимые для создания рекламного материала.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за данные нарушения несет рекламодатель, в данном случае - КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
На рассмотрении дела представитель КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула" Тюрина И.В. вину признала, поскольку в соответствии с трудовым договором на нее возложена обязанность проверки законности рекламных материалов размещаемых КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
На момент принятия Комиссией решения по данному делу КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула" не представило в Управление доказательств, подтверждающих прекращение нарушений.
При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула".
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей размещаемую на телеканале "Россия-1" рекламу финансовых услуг КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула", поскольку в ней содержатся нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственного должностного лица КПК "Кредитный Союз "Умно жить" - Тула" к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 6 апреля 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
27 марта 2015 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:< --- > рассмотрев дело N 02-03/11-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить размещение на телеканале "Россия-1" рекламы финансовых услуг с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
КПК "Кредитный союз "Умно Жить" - Тула" представить в Тульское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок со дня его исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 марта 2015 г. N 02-03/11-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016