Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 мая 2014 г. N 1
На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинского УФАС России) о проведении проверки от 04.02.2014 N 13 проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении ООО "Златоустовский "Водоканал" (далее также - Организация, Общество).
Место проведения проверки: 456219, г. Златоуст, пр. Гагарина, 3-й мкр., д. 37 а.
Юридический адрес ООО "Златоустовский "Водоканал": 456219, г. Златоуст, пр. Гагарина, 3-й мкр., д. 37 а.
Продолжительность проверки: с 20 февраля 2013 года по 20 марта 2013 года.
Копия приказа о проведении плановой выездной и документарной проверки от 04.02.2014 N 13 была направлена в ООО "Златоустовский "Водоканал" посредством почтовой связи (уведомление о вручении от 13.02.2014), факсимильной связи, а также вручена законному представителю Организации.
Приказом от 20.03.2014 N 53 "О продлении срока проведения плановой выездной и документарной проверки" срок проведения контрольного мероприятия в отношении ООО "Златоустовский "Водоканал" был продлен до 20.05.2014 (уведомление о вручении почтового отправления от 25.03.2014).
Акт составлен ведущим специалистом-экспертом отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта <_>
Лица, проводившие проверку:
Руководитель инспекции |
<_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области; |
Член инспекции |
<_> специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. |
При проведении проверки присутствовали: представитель - директор ООО "Златоустовский "Водоканал" <_> Права и обязанности лица, в отношении которого проводится проверка, разъяснены.
Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся ООО "Златоустовский "Водоканал" <_>
Задачей настоящей проверки является реализация ежегодного плана проведения проверок в целях контроля за соблюдением ООО "Златоустовский "Водоканал" требований, установленных частью 1 статьи 10, статьей 17 Закона "О защите конкуренции", статьей 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность организаций коммунального комплекса.
Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: 2012 - 2014 годы.
Правовыми основаниями проведения проверки являются: пункт 11 части 1 статьи 23, статьи 24, 25, 25.1 Закона "О защите конкуренции", пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В ходе проведения проверки у ООО "Златоустовский "Водоканал" была запрошена следующая информация:
- - копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (на последнюю имеющуюся дату);
- копию свидетельства о государственной регистрации Организации;
- копию свидетельства о постановке Организации на налоговый учет;
- сведения о видах деятельности Организации;
- перечень лиц, входящих в одну группу с Организацией, с указанием оснований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", по которым такие лица входят в одну группу;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя Организации;
- письменные пояснения по вопросу порядка предоставления услуг водоснабжения и водоотведения физическим лицам (гражданам), существующего в период с 2012 по настоящее время, а также сведения о наличии договорных отношений по водоснабжению и водоотведению с управляющими организациями;
- копию типового договора на водоснабжение и водоотведение, заключаемого с физическими лицами;
- сведения о количестве абонентов (физических лиц) на момент проведения проверки;
- копию типового договора на водоснабжение и водоотведение, заключаемого с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- сведения о количестве абонентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на момент проведения проверки;
- реестр договоров на водоснабжение и водоотведение, заключенных в период 2012-2013 годов (представить в табличной форме, с указанием наименования, контактной информации контрагента, даты заключения договора);
- копию агентского договора с организацией, осуществляющей расчетно-кассовое обслуживание с населением за водоснабжение и водоотведение;
- сведения о тарифах на водоснабжение и водоотведение, установленных для ООО "Златоустовский "Водоканал" на 2012-2014 годы (для всех категорий потребителей);
- реестр договоров о подключении объектов к сетям водоснабжения и водоотведения за период с 2012 года по дату проведения проверки (представить в табличной форме, с указанием наименования, контактной информации контрагента, даты заявки о подключения, даты заключения договора);
- положение о закупках товаров, утвержденное в соответствии Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- перечень проводимых закупок товаров в соответствии с положением ООО "Златоустовский "Водоканал" о закупке товаров в период с 01.01.2012 по дату проведения проверки;
- иные документы и сведения, необходимые для достижения целей проверки.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
ООО "Златоустовский "Водоканал" зарегистрировано в Инспекции Министерства Российской Федерации по наогам и сборам по г. Златоусту Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 1047402518349. Состоит на учете в Инспекции МНС России по г. Златоусту Челябинской области под индивидуальным номером налогоплательщика 7404040139.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом ООО "Златоустовский "Водоканал" основным видом экономической деятельности Общества является сбор и очистка воды.
Ежемесячный расчет начислений по услугам водоснабжения и водоотведения, оказанных населению, производится на основании договора оказания услуг от 01.05.2013, заключенного между ООО "Златоустовский "Водоканал" и МУП ЗГО "Расчетно-кассовое бюро".
Постановлением ГК ЕТО Челябинской области от 5.12.2013 N 53/63 установлен тариф на питьевую воду и водоотведение для ООО "Златоустовский "Водоканал", оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Златоустовского городского округа Челябинской области.
Услуги по водоснабжению и водоотведению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оказываются ООО "Златоустовский "Водоканал" на основании договоров о предоставлении услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенных по форме типового договора.
По результатам анализа условий представленных договоров выявлено следующее.
1. Договоры на прием сточных вод, представленных в рамках проводимой проверки (пункт 3.2.1) содержат в себе следующее условие: Ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать подачу воды абоненту в соответствии с установленными лимитами. Лимиты устанавливаются поквартально. Перераспредление между кварталами не допускается.
Отмечаем, что в спорный период отношения между абонентом и ООО "Златоустовский водоканал" регулировались Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 N 167.
Правила регулируют отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно - канализационного хозяйства (сокращенное наименование ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в том числе вопросы, связанные с расчетами абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ.
Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Постановлением Администрации ЗГО от 28.12.2013 N 522 установлены лимиты водопотребления и водоотведения для организаций и частных предпринимателей на 2013 год (с разбивкой по кварталам).
Согласно письму Администрации ЗГО N 4960 указанным постановлением установлена поквартальная разбивка лимитов для абонентов, но не закреплен поквартальный порядок оплаты по муниципальным контрактам. Также муниципальным контрактом не установлен период, за который выставляется штраф за сверхлимитное потребление.
Действующим законодательством не закреплен запрет на произведение перерасчета лимита между кварталами в пределах утвержденного уполномоченным органом лимита на год.
Законом "О защите конкуренции" устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона "О защите конкуренции").
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Кроме того, Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", вступившие в законную силу с 01.01.2012, которыми услуги водоснабжения и водоотведения отнесены к деятельности субъектов естественных монополий.
В силу своего доминирующего положения на указанных рынках ООО "Златоустовский "Водоканал" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона "О защите конкуренции", в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В ходе проведения проверки в действия ООО "Златоустовский "Водоканал" выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) решением совета директоров (протокол заседания от 31.01.2012 N 1-2012) ООО "Златоустовский "Водоканал" утвердило "Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "ЗМЗ" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" является обеспечение прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В пункте 7.4 Положения закупка у единственного поставщика продукции осуществляется, в том числе если стоимость закупаемых товаров, работ, услуг не превышает 30 000 000 рублей
Указанная стоимость закупки предоставляют возможность заказчику осуществить любые закупки в форме закупки у единственного поставщика, что может повлечь за собой ущемление прав и интересов участников закупки, нарушают принципы, закрепленные в частях 1, 2 статьи 3 Закона о закупках, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Запись в Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, внесена:
________________________ _________________________________________
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя)
Журнал учета проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, отсутствует:
________________________ _________________________________________
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя)
Руководитель Инспекции <_>
Члены <_>
С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а):
__________________ 2014 года_______________________________________________
____________________________________________________________________ ______
(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)
Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт _________________________
____________________________________________________________________ ______
Руководитель Инспекции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 мая 2014 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016