Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 10 октября 2012 г. N 33
Резолютивная часть решения оглашена "02" октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" октября 2012 г.
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 33 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении и поддержании хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены на услугу по опломбированию приборов учета потребляемой питьевой воды для юридических лиц, в присутствии представителей ответчика: экономиста ОАО "Водоканал" <Л_> (доверенность от 05.09.2012 N 1807), юрисконсульта ОАО "Водоканал" <П_> (доверенность от 01.10.2012 N 1979), в отсутствии заявителя МУПП "Жилищно-коммунальное хозяйство" ЗАТО Видяево, установила:
В Мурманское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" ЗАТО Видяево об установлении ОАО "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" (г. Полярный) (далее по тексту ОАО "Водоканал") монопольно высокой цены на услугу по опломбировке деталей узла учета потребляемой питьевой воды.
В адрес Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" ЗАТО Видяево со стороны ОАО "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" был направлен договор подряда от 01.08.2011 NВП11-16 о выполнении работ по проверке монтажа и опломбированию деталей узла учета потребляемой питьевой воды. Согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, стоимость работ составила 1024,48 рублей. По мнению заявителя, стоимость работ по договору завышена, что и явилось поводом для обращения в антимонопольный орган.
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее.
Правоотношения в сфере пользования системами коммунального водоснабжения урегулированы Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N167 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с указанными Правилами "абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом".
Пунктами 32-35 указанных Правил устанавливается, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.
Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерения.
Средства измерения на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод (пункт 39).
В соответствии с пунктом 41 указанных Правил, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений в эксплуатацию не допускаются.
Однако, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по опломбированию средств измерения к лицензируемым видам деятельности не относится. Не предусмотрено требование лицензирования и Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В связи с тем, что в указанных Правилах нет прямого указания на то, какой организацией осуществляется опломбировка приборов учета воды, Комиссия посчитала целесообразным применить аналогию с правилами поставки иных коммунальных ресурсов.
Так, допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, опломбировка приборов учета производится представителем энергоснабжающей организации (пункты 7.1, 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936); опломбировка приборов учета газа производится поставщиком газа (подпункт "б" пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549); в соответствии с подпунктом "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354) обязанностью исполнителя коммунальных услуг является ввод в эксплуатацию приборов учета.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой и сети которых имеют непосредственное присоединение, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
На основании вышеизложенного, Комиссией сделан вывод о том, что ввод приборов учета в эксплуатацию для юридических лиц осуществляется энергоснабжающими организациями, для физических лиц - исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Цены (тарифы) на услугу по опломбировке учета воды действующим законодательством не регулируются, а устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).
Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:
- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;
- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела - установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).
ОАО "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" является поставщиком коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения) для юридических лиц в ЗАТО Видяево, в том числе и для ММУП Жилищно-коммунальное хозяйство ЗАТО Видяево.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуга водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к услугам естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.
Учитывая, что услуги по опломбированию приборов учета воды предоставляются организацией, поставляющей ресурс, которая в силу закона "О естественных монополиях" и части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" признается занимающей доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах своих сетей, данная организация одновременно занимает доминирующее положение и на рынке услуг по опломбированию приборов учета воды.
Таким образом, Комиссией установлено, что ОАО "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг по опломбировке приборов учета воды для юридических лиц, в границах сетей предприятия в ЗАТО Видяево.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции "монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами_"
Таким образом, для выявления факта установления Открытым акционерным обществом "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" монопольно высокой цены, антимонопольному органу необходимо установить, что цена на опломбировку приборов учета питьевой воды, сформированная Обществом, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Стоимость работ на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц составила 1024,48 руб. Из них: заработная плата контролера ВКХ за 1,05 часов работы - 179,53 руб. начисления на заработную плату 34,2% - 31,40 руб., проволока для пломбирования - 0,50 руб., пломба 1 шт. - 4,03 руб., общеэксплуатационные расходы в размере 283,8% от заработной платы контролера ВКХ, что составило 509,50 руб., а также рентабельность 15% - 113,24 руб. и НДС 18% - 156,28 руб.
В соответствии с представленной Калькуляцией на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц по ОАО "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" стоимость услуги была сформирована с учетом следующих положений:
1) Время, затраченное специалистом на выполнение следующих работ: выход к месту работы и обратно, проверка монтажа, опломбировка деталей узла учета потребляемой питьевой воды (с учетом задвижки на обводной линии), составление регистрационного акта составляет в сумме 1,05 часов.
Норма времени на выполнение работ на объекте в соответствии с утвержденными Приказом Госстроя России от 16.08.2000 г. N 184 "Рекомендациями по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в ЖКХ". Перечень работ и нормы времени на работы по проверке монтажа и опломбировке деталей узла учета утверждены приказом генерального директора Общества от 14.02.2011 N 37.
2) Расходы по оплате труда контролера ВКХ рассчитываются путем умножения нормы времени на выполнение работ умножена на часовой ФОТ специалиста, осуществляющего работы по опломбировке деталей узла учета
Часовой ФОТ контролера ВКХ в соответствии со штатным расписанием на 2011 год, утвержденным Приказом генерального директора Общества от 24.12.2010 N 236, составляет 170,98 руб.
Таким образом, расходы на оплату труда составляют 179,53 руб.
3) Начисления на зарплату рассчитываются как 34,2% от расходов на оплату труда и составляют 61,40 руб.
На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2011 тарифы страховых взносов установлены в размере 34%.
Расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании страхового свидетельства и составляют для ОАО "Водоканал" 0,2% от расходов на оплату труда.
4) Стоимость проволоки для опломбирования (0,006 кг) составляет 0,50 руб.
Рассчитывается от стоимости одного килограмма материала (проволока нихром 1 кг - 83,44 руб.).
5) Стоимость пломбы 1 шт. составляет 4,03 руб.
6) Общеэксплуатационные расходы рассчитаны как 283,8% от ФОТ контролера ВКХ и составляют 509,50 руб.
Общеэксплуатационные расходы - это накладные расходы, которые складываются по предприятию в целом. Основная деятельность предприятия - предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, тарифы на данные услуги являются регулируемыми. При утверждении тарифа общеэксплуатационные расходы проверяются и утверждаются Управлением по тарифному регулированию Мурманской области. Все затраты предприятия за 2011 год составляют 68 658,3 млн. рублей и состоят из расходов на содержание административно-управленческого аппарата и общехозяйственных расходов.
При формировании цены услуги общеэксплуатационные расходы включаются в стоимость в виде процентного начисления к Фонду заработной платы специалиста, занятого на производстве конкретной услуги.
Расчет общеэксплуатационных расходов должен производиться на основании Письма Министерства строительства РФ от 13.11.1996 N ВБ-26/12-368 "Об изменениях и дополнениях к методическим рекомендациям по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции".
Согласно указанной методике, общеэксплуатационные расходы рассчитываются как удельный вес каждой статьи накладных расходов к заработной плате общехозяйственного персонала. По данному расчету величина накладных расходов составляет 598,7%.
Как пояснили представители ОАО "Водоканал", для снижения величины накладных расходов Обществом был избран иной способ их расчета.
А именно:
- для содержания управления расчет сформирован путем выделения удельного веса всех затрат по содержанию административно-управленческого персонала к заработной плате управленческого персонала (составил 144,9%);
- для общехозяйственных расходов расчет сформирован путем выделения удельного веса всех общехозяйственных расходов к заработной плате общепроизводственного персонала (составил 138,9%).
Итоговый размер общеэксплуатационных расходов определяется суммированием накладных расходов на содержание административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов.
7) Рентабельность в размере 15% от стоимости выполнения работ определена на основании Приказа генерального директора Общества от 24.12.2010 N 231 и составляет 113,24 руб.
8) Налог на добавленную стоимость в размере 18% установлен на основании части 2 главы 21 Налогового кодекса РФ и составил для стоимости услуги 156,28 руб.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что, исходя из представленных документов и пояснений представителей Общества, структура и величина стоимости услуги по опломбированию деталей узла учета потребления воды, сформированная ОАО "Водоканал", является обоснованной, т.е. не превышает сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Учитывая вышеизложенное, факт злоупотребления ОАО "Водоканал" доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на услугу по опломбированию деталей узла учета Комиссией в ходе рассмотрения дела не выявлен.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Дело N 33 о нарушении Открытым акционерным обществом "Водопроводно-канализационное предприятие" "Водоканал" (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 10 октября 2012 г. N 33
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016