Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 10 октября 2012 г. N 337-17.1-12
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 26 сентября 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Тимошин А.А., ведущий специалист-эксперт правового отдела; Пономарева Е.В., государственный инспектор отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрела дело N337-17.1-12, возбужденное по признакам нарушения муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Березовская средняя общеобразовательная школа N4" (662521, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Солнечная 2а) части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Дело рассмотрено с участием директора муниципального бюджетного образовательного учреждения "Березовская средняя общеобразовательная школа N4" (далее - МБОУ "Березовская СОШ N4") Осипова Валерия Алексеевича.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило обращение (вх. N8380 от 23.05.2012) Прокуратуры Березовского района (далее - Прокуратура) на действия МБОУ "Березовская СОШ N4", связанные с заключением договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с нарушением антимонопольного законодательства.
По результатам предварительной проверки Прокуратурой установлено, что 01.02.2012 директором МБОУ "Березовская СОШ N4" Осиповым В.А. с ИП Мамлютовой Л.П. заключен договор N2 безвозмездного пользования частью муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: Березовский район, п. Березовка, ул. Солнечная 2а, площадью 178,1 кв.м.
Приказом директора МБОУ "Березовская СОШ N4" от 11.01.2012 N3 в целях соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ от 21.07.2005 N94) принято решение о размещении заказа на оказание услуг по организации льготного горячего питания учащихся МБОУ "Березовская СОШ N4" путем запроса котировок.
По результатам проведения вышеуказанного запроса котировок, заявки на участие в которой представлены ИП Мамлютовой Л.П. и ИП Ерофеевой О.В., предложившими равную стоимость услуг, муниципальный контракт от 01.02.2012 N1 заключен с ИП Мамлютовой Л.П., заявка которой представлена ранее заявки другого участника. Положениями указанного муниципального контракта определен период оказания ИП Мамлютовой Л.П. услуг по организации питания учащихся: с 06.02.2012 по 31.05.2012.
В течение указанного периода на основании договора безвозмездного пользования N2 от 01.02.2012 ИП Мамлютовой Л.П. предоставлено имущество МБОУ "Березовская СОШ N4" (часть нежилого помещения, расположенного по адресу: Березовский район, п. Березовка, ул. Солнечная 2а, площадью 178,1 кв.м.). Срок действия указанного договора безвозмездного пользования N2 установлен: с 06.02.2012 по 31.05.2012.
Указанный договор безвозмездного пользования N2 от 01.02.2012 заключен без получения предварительного согласия антимонопольного органа и без проведения торгов, что нарушает требования статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 06.12.2011, действовавшей на момент заключения договора).
По данному факту Управлением на основании приказа N598 от 23.08.2012 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства" возбуждено дело N337-17.1-12 по признакам нарушения части 3 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" в отношении МБОУ "Березовская СОШ N4".
Представитель ответчика с вменяемым нарушением согласился. При этом, указал, что по истечении срока действия муниципального контракта на оказание услуг по организации льготного горячего питания учащихся МБОУ "Березовская СОШ N4", договор безвозмездного пользования N2 от 01.02.2012 расторгнут, что подтверждается соглашением о расторжении договора N1 от 31.05.2012.
Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией ответчика, отмечает:
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 3 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Следовательно, заключение договоров аренды муниципального имущества, после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", должно осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлен статьей 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 3 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, находящегося на праве оперативного управления, происходит в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, т.е. по результатам проведения торгов (конкурсов/аукционов), либо в порядке исключений, указанных пунктами 1-16 названной статьи.
Пунктом 10 части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что не требуется проведения процедуры торгов, для заключения договора аренды (иного пользования муниципальным имуществом), в случае, если муниципальное имущество передается лицу, с которым заключен муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 21.06.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Таким образом, системный анализ указанных статей позволяет прийти к выводу о том, что размещение муниципального заказа путем запроса котировок не попадает под исключение, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Муниципальный контракт от 01.02.2012 N1 на оказание услуг по организации льготного питания учащихся образовательного учреждения заключен по результатам запроса котировок, а не по результатам проведения конкурса или аукциона, в связи с этим, договор безвозмездного пользования N2 от 01.02.2012 должен был быть заключен по результатам торгов.
Кроме того, в документации (извещении) о проведении запроса котировок не указано, что помимо заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации льготного питания, с победителем также будет заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
Более того, согласно письму Росимущества от 20.04.2010 NЮП-03/9884 "О порядке реализации пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" для включения в документацию о размещении государственного заказа положений, предусматривающих заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления государственными/ муниципальными учреждениями, в обязательном порядке необходимо получение письменного согласования собственника.
Вместе с тем, согласно представленной информации, согласие собственника на передачу муниципального имущества, закрепленного за МБОУ "Березовская СОШ N4" на праве оперативного управления, на момент заключения анализируемого договора не было.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МБОУ "Березовская СОШ N4", связанных с предоставлении муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование ИП Мамлютовой Л.П. (по договору безвозмездного пользования N2 от 01.02.2012), в нарушение установленного ФЗ "О защите конкуренции" порядка, нарушения части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Березовская средняя общеобразовательная школа N4" нарушившей часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, выразившихся в заключении договора безвозмездного пользования N2 от 01.02.2012 с ИП Мамлютовой Л.П., в нарушение порядка, установленного ФЗ "О защите конкуренции".
2. Учитывая, что допущенные нарушения являются оконченными, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом расторгнут - предписание не выдавать.
Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии А.А. Тимошин
Е.В. Пономарева
Согл. Фомушкина
reshenie_no337-17.1-12.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 октября 2012 г. N 337-17.1-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016