Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 12 августа 2014 г. N СЮ06-06/2014-163
Резолютивная часть решения оглашена "30" июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" августа 2014 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <_> - временно исполняющий обязанности руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);
30.07.2014 г.
в присутствии <_> - генерального директора ООО "Игринская энергетическая компания", <_> - заместителя начальника юридического отдела ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск",
в отсутствие представителя заинтересованного лица - ООО "Управляющая компания "Игра",
рассмотрев дело NСЮ06-06/2014-163 в отношении ООО "Игринская энергетическая компания" (427145, Удмуртская Республика, п. Игра, пер. Победы, 5, ИНН 1809005572), возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике из прокуратуры Игринского района 16.06.2014 г. вх.N 5944 поступила информация о неправомерных действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск", выразившихся в необоснованном прекращении поставки газа в адрес ООО "Игринская энергетическая компания", что в свою очередь привело к прекращению поставки ГВС для населения Игринского района.
Рассмотрев материалы прокуратуры, Удмуртское УФАС России установило следующее.
В целях всестороннего рассмотрения данного заявления в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск", ООО "Игринская энергетическая компания" и ООО "Управляющая компания Игра" направлены запросы информации.
Из представленной информации следует, что между ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" и ООО "Игринская энергетическая компания" заключен договор поставки газа N 56-4-1547/13 от 20.09.2012.
В связи с сформировавшейся задолженностью 21.05.2014 г. ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" прекратило отпуск газа в адрес котельной ООО "Игринская энергетическая компания".
ООО "Игринская энергетическая компания" ввиду прекращения поставки газа было вынуждено прекратить поставку ГВС в адрес ООО "Управляющая компания Игра". При этом ООО "Игринская энергетическая компания" не представило в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" сведения об абонентах, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, с целью определения лимита газа, необходимого для производства тепловой энергии для таких абонентов.
Таким образом, бездействие ООО "Игринская энергетическая компания" по неисполнению обязанности предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и соответствующими договорами, является незаконным и является нарушением п. 6 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ООО "Игринская энергетическая компания" осуществляет поставку и передачу тепловой энергии в адрес жилых домов.
Частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ООО "Игринская энергетическая компания" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона "О естественных монополиях".
Таким образом, на ООО "Игринская энергетическая компания" распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона "О защите конкуренции".
Действия ООО "Игринская энергетическая компания", выразившиеся в ограничении, прекращении 21.05.2014 г. подачи тепловой энергии в горячей воде в адрес жилых домов, а также бездействие общества в части не принятия мер по обеспечению граждан, не имеющих задолженность, тепловой энергией в горячей воде, привели ущемлению их интересов и имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях ООО "Игринская энергетическая компания" признаков нарушения части статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании пункта 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, приказом Удмуртского УФАС России от 16.07.2014 г. N 409 "О возбуждении дела и создании Комиссии" было возбуждено дело N СЮ06-06/2014-163.
В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.
Представитель ООО "Игринская энергетическая компания" пояснил, что задолженность за газ перед ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" образовалась в связи с наличием задолженности ООО "Управляющая компания "Игра" за тепловую энергию в сумме 21 млн. руб., факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества не признал.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" пояснил, что поставка газа в адрес ООО "Игринская энергетическая компания" прекращена в связи с наличием задолженности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (далее - Постановление), при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством предоставлено право энергоснабжающей организации вводить ограничение режима потребления, однако при этом установлена обязанность соблюдать определенную процедуру.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" и ООО "Игринская энергетическая компания" заключен договор поставки газа N 56-4-1547/13 от 20.09.2012.
Письмом от 12.05.2014 г. N 1546 "О платежах за газ" ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" проинформировало ООО "Игринская энергетическая компания" о том, что в связи с неплатежами за поставленный природный газ с 13 мая 2014 года будет введено 50% ограничение поставки газа по договору N 54-4-1547/13.
Письмом от 20.05.2014 г. N 1695 "О введении ограничения" ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" проинформировало ООО "Игринская энергетическая компания", что с 21.05.2014 г. в связи со сформировавшейся задолженностью за поставленный природный газ в размере 18 122,204 тыс. руб. будет введено 100% ограничение поставки газа. Наличие задолженности ООО "Игринская энергетическая компания" подтверждается решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики по делам N А71-2924/2014 и N А71-14081/2013.
Согласно письменным пояснениям ООО "Игринская энергетическая компания" N 556 от 20.05.2014 г., ввиду прекращения поставки газа в котельную "Промышленная", расположенную по адресу: п. Игра, ул. Промышленная, 16, общество было вынуждено прекратить поставку коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в адрес ООО "Управляющая компания Игра".
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Постановления).
Таким образом, обязанность согласовать подачу топливно-энергетических ресурсов абонентам, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, возложена на ООО "Игринская энергетическая компания".
Каких-либо действий по возобновлению подачи коммунальной услуги добросовестным потребителям, в частности по достижению соглашения с ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" о необходимых объемах поставки ГВС, ООО "Игринская энергетическая компания" не предпринимало. Напротив, ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" письмом от 14.05.2014 г. N1616 запрашивало у ООО "Игринская энергетическая компания" информацию о добросовестных потребителях с целью определения лимита газа, необходимого для производства тепловой энергии для таких абонентов. Вместе с тем, в ответ на данное письмо ООО "Игринская энергетическая компания" представило информацию о задолженности ООО "Управляющая компания Игра" (исх. N 538/1 от 15.05.2014 г.), предложений о согласовании необходимого количества газа для выработки ГВС для добросовестных потребителей не направлялось.
Таким образом, бездействие ООО "Игринская энергетическая компания" по неисполнению обязанности предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и соответствующими договорами, является незаконным и является нарушением п. 6 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1. Непредставление ООО "Игринская энергетическая компания" в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" сведений об абонентах, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, с целью определения лимита газа, необходимого для производства тепловой энергии для таких абонентов, а также бездействие в части непринятия мер по согласованию необходимого количества газа для выработки ГВС для добросовестных потребителей, привело к прекращению предоставления ООО "Игринская энергетическая компания" коммунальной услуги в части ГВС в адрес добросовестных потребителей и привело к ущемлению их интересов.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях ООО "Игринская энергетическая компания" нарушение части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения путем ущемления интересов лиц, своевременно оплачивающих использованные топливо-энергетические ресурсы.
Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдать ООО "Игринская энергетическая компания" предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции", а именно:
- направить в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" информацию об абонентах, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, в целях согласования лимитов газа, необходимого для оказания коммунальной услуги "горячее водоснабжение" для данных абонентов;
- обеспечить оказание абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в необходимых для них объемах.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать ООО "Игринская энергетическая компания" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях".
Признать в действиях ООО "Игринская энергетическая компания" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем ущемления интересов лиц, своевременно оплачивающих использованные топливо-энергетические ресурсы.
Выдать ООО "Игринская энергетическая компания" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства. Срок исполнения предписания - 1 сентября 2014 года. Проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении предписания - до 05 сентября 2014 г.
Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела в отношении ООО "Игринская энергетическая компания" и виновного должностного лица, для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 12 августа 2014 г. N СЮ06-06/2014-163
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016