Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 7-1/333 (опубликовано 12 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей Управления муниципального заказа администрации города Хабаровска, МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту", ООО "Строительная компания "Стройдемсервис", рассмотрев материалы дела N 7-1/333 о нарушении аукционной комиссией Управления муниципального заказа администрации города Хабаровска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выбор застройщика для выполнения полного комплекса работ связанных с проектированием и строительством "под ключ" и вводу в эксплуатацию дошкольного образовательного учреждения на 230 мест на территории Железнодорожного района города Хабаровска, требований Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Строительная компания "Стройдемсервис" на действия аукционной комиссии управления муниципального заказа администрации города Хабаровска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выбор застройщика для выполнения полного комплекса работ связанных с проектированием и строительством "под ключ" и вводу в эксплуатацию дошкольного образовательного учреждения на 230 мест на территории Железнодорожного района города Хабаровска.
Суть жалобы сводится к доводам, согласно которым вторая часть заявки ООО "Строительная компания "Стройдемсервис" отклонена неправомерно, поскольку участником размещения заказа выполнены все требования законодательства о размещении заказов при подаче аукционной заявки.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы на основании статьи 17 Закона о размещении заказов Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.08.2012 г. Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 280 170 000 рублей. Источник финансирования: бюджет города Хабаровска (программа "Развитие системы дошкольного образования г. Хабаровска на 2011-2013 годы").
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.09.2012, на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило 2 заявки. По результатам рассмотрения заявок, комиссия приняла решение допустить обоих участников к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 28.09.2012, аукционная комиссия приняла решение отказать в допуске к участию в аукционе ООО "Строительная компания "Стройдемсервис" по причине: 1) представленное свидетельство СРО не соответствует данным, опубликованным на сайте саморегулируемой организации; 2) представленные разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и акт приемки законченного строительного объекта имеют разные технико-экономические показатели в части объема выполненных работ.
В процессе проведения внеплановой проверки представлен мотивированный отзыв на жалобу, в котором уполномоченный орган выразил мнение о необоснованности жалобы. Пояснил, что государственный реестр СРО размещенный на сайте www.sro.gosnadzor.ru содержит информацию только о регистрации некоммерческого парнерства "Межрегиональное объединение строительных компаний "РУССТРОЙ", однако сведений о количестве членов СРО, количестве исключенных членов СРО не указано. Информация о выданном свидетельстве СРО под номером указанном на представленном участником свидетельстве СРО на официальном сайте СРО и на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отсутствует. В акте приемки законченного строительством объекта, строительный объем не соответствует значениям этого показателя в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
В результате анализа полученных в ходе проведения проверки документов, исходя из конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Пунктом 20 информационной карты аукционной документации (требования к содержанию и составу заявки) установлено, что участник размещения заказа должен иметь Свидетельство саморегулируемой организации.
При анализе аукционных заявок установлено, что в составе заявки ООО "Строительная компания "Стройдемсервис" содержится Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 29.08.2012 N 0202.04-2011-5001063186-С-181.
В соответствии с частью 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации.
В силу положений статьи 55.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", обязана размещать на своем сайте в сети "Интернет" реестр членов саморегулируемой организации.
Частью 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет" вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о выдаче члену саморегулируемой организации данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о выдаче данного свидетельства. В день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет" вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о принятом решении.
В соответствии с пунктом 18 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам.
На рассмотрении дела представители уполномоченного органа пояснили, что аукционной комиссией при проверке участника размещения заказа требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что на сайте саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональное объединение строительных компаний "РУССТРОЙ" www.nprusstroy.ru содержится информация о выданном Свидетельстве СРО, номер которого 0202.03-2011-5001063186-С-181 (что подтверждено скрин-шотом с сайта www.nprusstroy.ru)
Как пояснил представитель МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту", присутствующий на рассмотрении дела, посредством электронной почты направлен запрос в саморегулируемую организацию о подтверждении достоверности выданного свидетельства СРО под номером 0202.04-2011-5001063186-С-181 (что подтверждено документально). Ответ в адрес заказчика не поступил.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия представленных документов, требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Таким образом, учитывая, что аукционная комиссия руководствовалась данными с официального сайта саморегулируемой организации - некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение строительных компаний "РУССТРОЙ" www.nprusstroy.ru, номер свидетельства СРО, представленный участником размещения заказа не соответствует номеру, указанному на сайте, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, об отсутствии в действиях аукционной комиссии нарушения требований законодательство о размещении заказов.
В данной части жалоба признается необоснованной.
2. В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Данным правом уполномоченный орган (заказчик) воспользовался и установил в пункте 20 информационной карты указанное требование.
В силу положений пункта 4 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вторая часть заявки ООО "Строительная компания "Стройдемсервис" содержит акт приемки законченного строительством объекта от 28.06.2010 г. и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 1-Р/10-07 (в обоих документах на сумму 230 968 520 рублей).
В части разных показателей объема выполненных работ, присутствующий на рассмотрении дела представитель заявителя пояснил, что документы (акт и разрешение) представлены в том виде, в котором они оформлены заказчиком по данному объекту, повлиять на оформление, содержание данных документов генподрядчик не может. Часть зданий, вошедших в акт приемки, построена силами другого генподрядчика, а при формировании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заказчиком указан объем выполненных работ ОАО "Гипротяжмаш".
Общий объем работ, выполненный непосредственно участником размещения заказа, соответствует требованиям аукционной документации, и составляет более 20 % начальной (максимальной) цены контракта. Оснований считать представленную информацию недействительной (недостоверной) отсутствуют.
Частью 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов определено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Ввиду этого, аукционная комиссия неправомерно отклонила участника размещения заказа по причине указания в документах (акт и разрешение) разных технико-экономических показателей в части объема выполненных работ, тем самым нарушила часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признается обоснованной.
3. Пунктом 20 информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать свидетельство СРО о допуске ко всем видам работ, по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, необходимых для сдачи объекта "под ключ", которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г N 624) и / или Свидетельство СРО о допуске к определенному виду работ, в приложении которого есть раздел "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу положений части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Пунктом 2.2 проекта муниципального контракта установлено, что работы по контракту включают в том числе: проектирование, отвод земельного участка, выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию объекта технологическим и инженерным оборудованием, иные работы, услуги и оборудование, технологически и функционально связанные с объектом.
Виды работ по инженерным изысканиям в документации отсутствуют, ввиду этого, уполномоченным органом (заказчиком) требование к участникам размещения заказа о предоставлении во второй части заявки свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям, установлено неправомерно.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, уполномоченный орган (заказчик) установив требование о наличии у участников размещения заказа Свидетельства СРО о допуске к работам по инженерным изысканиям, Свидетельства СРО о допуске ко всем видам работ, нарушил часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В силу положений части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Уполномоченным органом (заказчиком) в аукционной документации не установлено требования о предоставлении свидетельства СРО на организацию проектных работ, хотя эти работы входят в предмет контракта. Таким образом, уполномоченным органом (заказчиком) нарушены нормы части 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
4. В силу положений пункта 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются, в том числе: предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме предмет контракта значится: выбор застройщика для выполнения полного комплекса работ связанных с проектированием и строительством "под ключ" и вводу в эксплуатацию участкового пункта полиции в Железнодорожном районе г.Хабаровска.
Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В документации отсутствуют требования о наличии у участников размещения заказа земельного участка.
При этом, в Положении об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановление Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, застройщик в качестве участника этих правоотношений не значится.
Как отмечено выше, пункт 2.2 проекта муниципального контракта содержит указание, что работы по контракту включают: проектирование, отвод земельного участка, выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию объекта технологическим и инженерным оборудованием, иные работы, услуги и оборудование, технологически и функционально связанные с объектом.
Таким образом, неверно указав предмет открытого аукциона в электронной форме, уполномоченный орган (заказчик) нарушил пункт 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
5. Согласно пункту 20 информационной карты аукционной документации, вторая часть заявки должна содержать копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или копию акта приемки объекта капитального строительства.
Как отмечено выше, пункт 4 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, предъявляет требование о наличии во второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копии акта приемки объекта капитального строительства. Законодатель определяет необходимость представления участниками размещения заказа обоих документов. Указанное требование носит императивный характер.
Таким образом, уполномоченный орган (заказчик) установив альтернативу представления необходимых документов, нарушил пункт 4 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Жалобу ООО "Строительная компания "Стройдемсервис" на действия аукционной комиссии управления муниципального заказа администрации города Хабаровска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выбор застройщика для выполнения полного комплекса работ связанных с проектированием и строительством "под ключ" и вводу в эксплуатацию дошкольного образовательного учреждения на 230 мест на территории Железнодорожного района города Хабаровска признать частично обоснованной.
2. В действиях уполномоченного органа (заказчика) признать нарушение части 5 статьи 41.6, часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов; пункт 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов; пункт 4 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
3. В действиях аукционной комиссии признать нарушение части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
4. Предписание не выдавать, поскольку нарушение не повлекло изменения результатов открытого аукциона в электронной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 7-1/333 (опубликовано 12 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016