Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 октября 2012 г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное <Г_> заявление о нарушении муниципальным заказчиком - Администрацией Великого Новгорода (далее - Администрация) Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в Великом Новгороде, пригодных для постоянного проживания граждан.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
В Новгородское УФАС России от <Г_> поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства при размещении им муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в Великом Новгороде, пригодных для постоянного проживания граждан (вх. N 6065э от 28.09.2012 Новгородского УФАС России; далее - Заявление).
Из Заявления <Г_> следует, что конкурсная документация ущемляет его права и законные интересы, нарушает Закон о защите конкуренции в следующей части:
Из абзаца 6 части 2 конкурсной документации "Требование к предмету конкурса" следует, что жилое помещение должно располагаться в жилых домах с сетями холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления, электро- и газоснабжения; кроме деревянных домов; домов с деревянными перекрытиями; домов, годом постройки ранее 1970 года, а также домов, признанных в установленном законом порядке аварийными.
По мнению <Г_> данные требования к предмету конкурса влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку ущемляют права и законные интересы собственников, чьи жилые помещения не отвечают указанным в конкурсной документации требованиям (относительно года постройки и сетей горячего водоснабжения), а также неэффективное расходование бюджетных средств.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Ограничение количества участников торгов, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции в торгах, запрещено статьей 17 Закона о защите конкуренции и не соответствует целям правового регулирования.
Таким образом, данные требования, содержащиеся в части 2 конкурсной документации нарушают положения части 2 статьи 8 Закона о размещении заказов, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, <Г_> просит проверить действия муниципального заказчика на предмет включения в конкурсную документацию требований, ограничивающих количество участников размещения заказа и ущемляющих их права.
Из представленных Администрацией письменных возражений (исх. N 3593 от 03.10.2012), а также пояснений представителя Администрации следует, что включение указанных требований к предмету конкурса в конкурсную документацию обусловлено потребностями муниципального заказчика, рыночной стоимостью жилья в Великом Новгороде, размерами финансирования муниципальной программы и направлено на обеспечение эффективного расходования бюджетных средств.
Кроме того, включение данных требований к предмету рассматриваемого конкурса направлено на защиту прав и законных интересов граждан - участников муниципальной программы, т.к. позволяет переселить таких граждан в максимально благоустроенное жильё в рамках выделенных на эти цели бюджетных средств.
Следовательно, установление муниципальным заказчиком в конкурсной документации вышеуказанных требований к предмету заказа соответствует законодательству о размещении заказов, в частности, части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В частности, к действиям, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, относится координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок
В данном случае Новгородское УФАС России не усматривает признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 8 Областного закона Новгородской области от 09.07.2012 N 100-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года" в целях реализации мероприятий по переселению граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда применяется программно-целевой метод. С 2008 года ведется реализация региональных адресных программ в муниципальных образованиях области, соответствующих требования Федерального Закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", с 2010 года - реализация областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в 2010 - 2015 годах", утвержденной постановлением Администрации Новгородской области от 10 декабря 2009 года N 451 (далее - Программы). Целями и задачами Программ является обеспечение безопасных и комфортных условий проживания населения области в многоквартирных домах и сокращение аварийного жилищного фонда области.
Таким образом, требования, установленные в абзаце 6 части 2 конкурсной документации "Требование к предмету конкурса", направлены на защиту прав и законных интересов граждан - участников Программ, так как позволяют переселить таких граждан в максимально благоустроенное жильё в рамках выделенных на эти цели бюджетных средств.
Установленные Администрацией требования к предмету конкурса не свидетельствуют о нарушении антимонопольных требований к торгам и не могут расцениваться в качестве таковых, поскольку они совершены в целях защиты прав и законных интересов граждан - участников Программ.
Признаков нарушения антимонопольных требований к торгам в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции в указанных действиях Администрации не усматривается.
Кроме того, у антимонопольного органа отсутствуют доказательства, что указанные требования привели или могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Доказательства того, что все граждане-собственники квартир, намеренные участвовать в торгах, осуществляют профессиональную деятельность, приносящую доход, и, таким образом, являются хозяйствующими субъектами, <Г_> не представлены; у антимонопольного органа таких доказательств не имеется.
Таким образом, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктом 3.27 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении <Г_> отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 октября 2012 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016