Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - Куканова О.А. - заместитель руководителя- начальник отдела;
члены Комиссии:
Кутюкова А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Емельянова Д.М. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Савинова Е.С. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" (далее - Администрация, Заказчик):
в отсутствии представителей Заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комплексный технический Центр Металлоконструкция - УРАЛ" (далее Общество, Заявитель),
рассмотрев поступившую жалобу ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция - УРАЛ" на действия Комиссии Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги Емелево - Старые Тарашнуры Горномарийского района Республики Марий Эл (для субъектов малого предпринимательства), извещение N0108300005612000013,
установила:
В Марийское УФАС России 28.09.2012 года поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги Емелево - Старые Тарашнуры Горномарийского района Республики Марий Эл.
По мнению Общества, Комиссия Заказчика неправомерно отклонила вторую часть заявки по основанию несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а именно: виды работ свидетельства саморегулируемой организации (далее - свидетельство СРО) от 18.07.2012 N349 не соответствуют пункту 4.1.9, пункту 4.1.11, пункту 5.1 положений раздела N1 аукционной документации "Техническое задание". Заявитель полагает, что сведения, представленные им во второй части заявки соответствуют требованиям документации и законодательства. В дополнение к жалобе Обществом направлена копия Свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N349 от 18.07.2012, согласно которому ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция- УРАЛ" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной, пояснили, что согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, участник размещения заказов должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме. В разделе 17 аукционной документации установлены указанные требования. В приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации содержатся виды работ по инженерным изысканиям (пункт 4.1.9: горизонтальная съемка ситуации в границах контуров земельных участков полосы отвода и придорожной полосы, пункт 4.1.11: составление плана полосы отвода и придорожной полосы в масштабе 1:5000 (1:2000 - при необходимости по согласованию с заказчиком)). Обществом не представлено во второй части заявки свидетельства СРО на допуск к таким работам, также не приложены копии свидетельств субподрядных организаций о допуске к выполнению указанных работ.
В соответствии со статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссией Марийского УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа, в результате оценки представленных доказательств и объяснений сторон установлено следующее.
Приказом главы Администрации от 10.09.2012 N124-р принято решение о размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги подъезд к д. Якнуры Горномарийского района Республики Марий Эл с начальной (максимальной) ценой контракта 986 151 (девятьсот восемьдесят шесть тысяч сто пятьдесят один) рублей.
11.09.2012 Заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0108300005612000013. Предмет аукциона - на строительство автомобильной дороги Емелево - Старые Тарашнуры Горномарийского района Республики Марий Эл. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 19.09.2012 в 09:00. Окончание срока рассмотрения первых частей заявок 21.09.2012. Дата и время проведения открытого аукциона 24.09.2012 в 10:20.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 21.09.2012 до окончания срока подачи заявок было подано три заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами 3406980, 3417624, 3442437. Аукционная комиссия, рассмотрев поступившие заявки, приняла решение допустить всех участников размещения заказа до участия в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу проведения аукциона наименьшее ценовой предложение (556 124 рублей 55 копеек) сделано участником открытого аукциона в электронной форме, подавшего заявку с порядковым номером 3442437.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, Комиссия Заказчика решила признать несоответствующей требованиям, установленным документацией открытого аукциона в электронной форме: виды работ свидетельства СРО от 18.07.2012 N349 не соответствуют пункту 4.1.9, пункту 4.1.11, пункту 5.1 положений раздела N1 аукционной документации "Техническое задание", заявку с порядковым номером 3442437 (ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция- УРАЛ"), победителем признано общество с ограниченной ответственностью "Дорпроект" с порядковым номером заявки 3417624, предложившее цену контракта в размере 561 055 рублей 31 копейки.
Проанализировав вторую часть заявки Заявителя на участие в открытом аукционе в электронной форме, Комиссия Марийского УФАС России не находит оснований для ее отклонения по следующим обстоятельствам.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является разработка проектной документации на строительство автомобильной дороги Емелево - Старые Тарашнуры Горномарийского района Республики Марий Эл.
Согласно пункту 1 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме_" вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Разделом 17 аукционной документации установлены требования к участникам размещения заказа, а именно: наличие свидетельства члена саморегулируемой организации (СРО), содержащее сведения о допуске к видам работ по организации подготовки проектной документации:
"13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 4 статьи 48 ГК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 5 статьи 48 ГК РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с частью 5.2 статьи 58 ГК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В силу части 1.1 статьи 55.8 ГК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно пункту 4.2.10 раздела 4 проекта Муниципального контракта Исполнитель, в случае выполнения работ собственными силами, перед началом работ обязан представить Заказчику свидетельство СРО о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям, а в случае привлечения Исполнителем субподрядной организации Исполнитель обязан представить свидетельство члена саморегулируемой организации, выданное субподрядчику на перечисленные работы.
Таким образом, из анализа приведенных норм и положений аукционной документации Комиссия приходит к выводу, что ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция- УРАЛ" соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме и вправе выполнять виды работ, которые содержатся в техническом задании, с привлечением субподрядных организаций, имеющих свидетельство СРО о допуске к работам по инженерным изысканиям. Позиция Комиссии Марийского УФАС России подтверждается Постановлением ФАС Поволжского округа от 26 октября 2011 года по делу NА12-24710/2010.
При этом, доводы Администрации в части непредставления Заявителем копий свидетельств СРО субподрядных организаций в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме признаются Комиссией Марийского УФАС России несостоятельными, поскольку, в силу положений Закона о размещении заказов заказчик вправе устанавливать требования только к участникам размещения заказа, требование представления в заявке копий свидетельств СРО субподрядных организаций не допускается и противоречит законодательству о размещении заказов.
В силу части 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 настоящего Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 6 указанной статьи заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что вторая часть заявки содержала копии документов, которые соответствуют требованиям документации и законодательства.
Частью 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях Комиссии Администрации имеются признаки нарушения частей 6, 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
Доводы Заявителя, изложенные в жалобы, признаются обоснованными.
Кроме того в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Марийского УФАС России выявлено следующее:
Согласно пунктам 6.5, 7.3 Приложения N1 к проекту Муниципального контракта Исполнитель при разработке сметной документации должен использовать программный комплекс - "Багира", раздел "Смета на строительство" передать заказчику в 3 экземплярах в переплетенном виде и на электронном носителе в формате использованной компьютерной программы "Багира".
В силу части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно официальному сайту программный комплекс Смета - Багира разработан компанией ООО НПКП "БАГИРА" (http://www.smeta-bagira).
Таким образом, Администрацией установлено требование к выполнению работ по подготовке проектной документации в конкретной программе, что может повлечь ограничение количества числа участников и противоречит нормам законодательства о размещении заказов. В действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Также, Комиссия Марийского УФАС России, с учетом объяснений представителей Администрации, согласно которым размещение заказа на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги Емелево - Старые Тарашнуры Горномарийского района Республики Марий Эл не включено в план-график на 2012 год, в бюджете района не предусмотрено финансирование указанной процедуры, приходит к выводу, что по итогам проведения указанного аукциона у Заказчика могут возникнуть обязательства, не обеспеченные бюджетным финансированием на момент заключения муниципального контракта.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь Административным регламентом, частями 9, 10 ст. 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция- УРАЛ" обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по размещению заказов Муниципального учреждения "Администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" нарушение части 6, части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, выразившееся в признании несоответствующей требованиям документации второй части заявки ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция- УРАЛ".
3. Признать в действиях Администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, выразившееся в утверждении документации, не соответствующей требованиям законодательства.
4. Выдать предписание об отмене открытого аукциона в электронной форме.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N N02-06/77-12
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
05 октября 2012 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - Куканова О.А. - заместитель руководителя- начальник отдела;
члены Комиссии:
Кутюкова А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Емельянова Д.М. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Савинова Е.С. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 05.10.2012 г. по делу N02-06/77-12, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Комплексный технический Центр Металлоконструкция - УРАЛ" (ул. 40 лет Комсомола, д. 38, офис 26, г. Екатеринбург, 620072) на действия комиссии муниципального заказчика - Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги Емелево - Старые Тарашнуры Горномарийского района Республики Марий Эл (для субъектов малого предпринимательства), извещение N0108300005612000013, предписывает
Заказчику -- Муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" устранить нарушения части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34, части 6, части 7 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для чего:
В срок до 31.10.2012 г. аннулировать торги в форме открытого аукциона в электронной форме, номер заказа 0108300005612000013;
В течение 10 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с ч. 2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 октября 2012 г. N 02-06/7712
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016