Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 6 апреля 2015 г. N 145
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее- Комиссия), в составе:
председатель Комиссии:
(_)
члены Комиссии:
(_)
при участии представителя заявителя ООО "Строительные технологии" - БАА (действующий на основании приказа N (_) от (_) представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области - ЗВИ (действующий на основании доверенности от (_), рассмотрев жалобу ООО "Строительные технологии", на действия организатора торгов - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, в связи с размещением на своем официальном сайте (www.fkr38.ru) конкурсной документации N 23 по проведению конкурса, предметом которого является право заключение договора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.4 Советская, д.98, ул.Горького, д.32д в г.Иркутске, противоречащей действующему законодательству РФ, в части:
- отсутствия требований в гл.2 конкурсной документации, предусмотренных п.13 гл.4 Порядка привлечения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.12.2014 г.;
- наличия в подп.10 п.3.1 гл.3 конкурсной документации условий, дающих возможность неоднозначно толковать требования, предъявляемые к составу, форме конкурсных заявок, наличия заведомо невыполнимых условий; наличия в п.4.3.21 проекта договора ограничивающих условий. установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратилось ООО "Строительные технологии" с жалобой на действия организатора торгов - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - Фонд), в связи с размещением на своем официальном сайте (www.fkr38.ru) конкурсной документации N 23 по проведению конкурса, предметом которого является право заключение договора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.4 Советская, д.98, ул.Горького, д.32д в г.Иркутске (далее - конкурсная документация), противоречащей действующему законодательству РФ.
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе на организатора торгов, в марте 2015 года Фонд разместил на своем официальном сайте (www.fkr38.ru) конкурсную документацию.
Указанная конкурсная документация противоречит действующему законодательству РФ по следующим основаниям.
1. В конкурсной документации, в нарушение п. 13 гл. 4 Порядка привлечения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 11.12.2014 г. N 633-пп (далее - Порядок), отсутствует требование к претендентам о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом указанное нарушение Порядка влечет для будущего подрядчика дополнительные обязательства и расходы в виде повторного страхования своей гражданской ответственности. Так в соответствии с п.6.1. разд. 6 проекта договора, являющегося приложением к конкурсной документации, подрядчик заключает со страховой организацией договор страхования, в соответствии с которым подлежит страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами на срок действия договора. При этом одним из условий членства в саморегулируемой организации, уполномоченных на выдачу свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства является наличие полиса страхования ответственности строительной деятельности, в том числе, предусматривающей страхование гражданской ответственности подрядчика перед третьими лицами на срок действия полиса.
2. Требования к заявке претендента, изложенные в подп. 10 п.3.1 гл. 3 конкурсной документации и в Приложении N 4 к конкурсной документации о составе и квалификации специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, предоставляют возможность конкурсной комиссии неоднозначного толкования требований, предъявляемых к составу, форме конкурсных заявок.
Так, согласно подп. 10 п.3.1 гл.3 конкурсной документации, заявка участника с приложениями должна содержать информацию, в частности, о составе и квалификации специалистов, имеющие высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях, по форме, согласно Приложения N 4 к конкурсной документации, с приложениями документов, подтверждающих их квалификацию и опыт. В свою очередь Приложение N 4 к конкурсной документации предусматривает сведения о составе и квалификации специалистов, имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
3. Кроме того, требование к заявке претендента, изложенное в подп. 10 п.3.1 гл. 3 конкурсной документации, о необходимости приложения к заявке выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных Пенсионным фондом РФ в отношении специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, является заведомо невыполнимым условием для потенциальных участников конкурса, так как указанные выписки не находятся в распоряжении претендента и объективная возможность самостоятельного получения которых у претендента отсутствует.
4. Требование к претенденту, изложенное в п.4.3.21 проекта договора подряда, являющегося приложением к конкурсной документации, об обеспечении при наличии технической возможности установки на ремонтируемом объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени за счет собственных средств, с отнесением расходов на приобретение, монтаж, содержание в работоспособном состоянии систем видеонаблюдения, на передачу данных с камер видеонаблюдения, на подрядчика, влечет за собой дополнительные ограничения для подрядчика. Указанные услуги не соответствуют целям заключаемого по результатам конкурса договора подряда.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Строительные технологии" просит рассмотреть жалобу в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством РФ, провести проверку конкурсной документации, в случае выявления нарушений действующего законодательства привлечь виновных лиц к ответственности.
В Управление ФАС по Иркутской области поступили письменные пояснения Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.
Представитель организатора указанного конкурса - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области поддержал доводы, изложенные в пояснениях.
Заявленные в конкурсной документации работы не входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утверждённого Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624, требующие получение у саморегулируемой организации свидетельства о допуске к таким работам.
Следовательно, претенденту не нужно быть членом саморегулируемой организации и нести расходы на взаимное страхование членов саморегулируемой организации, из чего следует, что включение Фондом в проект договора подряда на проведение капитального ремонта указанных многоквартирных домов условий повторного страхования гражданской ответственности не содержит. Следовательно, включение в конкурсную документацию требования, установленного п. 13 гл. 4 Порядка о наличии у претендента выданного саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам, указанных в Перечне, будет необоснованным, ограничивающим конкуренцию.
При оценки участника по подкритерию "Квалификация персонала" критерия "Квалификация участника" учитываются только те работники участника, которые имеют опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Следовательно, истребовать в Приложении N 4 информацию о лицах, которые имеют опыт работы на руководящих должностях меньший, не имеет смысла. Ничто не мешает претенденту представить в составе конкурсной заявки информацию о специалистах, которые имеют опыт работы на руководящих должностях меньше 5 лет, но при этом претендент должен учесть, что при оценке его заявки никакого влияния на решение комиссии эта информация иметь не будет.
Согласно п. 3 ч. 14 гл. 5 Порядка, конкурсная документация, разработанная и утвержденная организатором конкурса (Фондом), должна содержать, в том числе, критерии определения победителя конкурса.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 14 гл. 5 Порядка, конкурсная документация, разработанная и утвержденная организатором конкурса, должна содержать, в том числе, перечень документов, представляемый претендентом для участия в конкурсе.
Таким образом, условие, предусмотренное в пп.10 п.3.1. гл. 3 конкурсной документации, о необходимости приложения к заявке выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных пенсионным фондом Российской Федерации в отношении специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения работ, не является неправомерными и невыполнимым. Это связано с тем, что единственным способом проверки наличия у претендента действительно работающих сотрудников с соответствующим опытом работы по требуемой специальности является истребование вышеуказанных выписок.
Кроме того, согласно п. 9 ч. 14 гл. 5 Порядка, конкурсная документация, разработанная и утвержденная организатором конкурса, должна содержать, в том числе, проект договора.
Следовательно Фонд, как организатор конкурса, определяет условия договора по своему усмотрению, в том числе условия, предусмотренные в пп. 4.3.21. проекта договора, являющегося приложением к конкурсной документации, об обеспечении возможности установки на ремонтируемом объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы ООО "Строительные технологии", возражения и пояснения организатора конкурса установила следующее.
На основании Приказа Фонда от 12.03.2015 г. N 58-кр "Об утверждении конкурсной документации N 23 по проведению конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области", 20 марта 2015 года на официальном сайте организатора конкурса www.fkr38.ru размещено извещение о проведении конкурса по привлечению подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области (далее - Извещение), конкурсная документация N 23 по проведению конкурса по привлечению подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, предметом которого является право заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах - договора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.4 Советская, д.98, ул.Горького, д.32д в г.Иркутске (далее - Договор подряда), с приложениями. Официальное Извещение о проведении указанного открытого конкурса размещено в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" http://ogirk.ru, опубликовано в общественно-политической газете "Областная".
Предметом конкурса являются право на заключение договора на выполнение следующих работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт подвала, ремонт внутридомовых инженерных систем, включая электроснабжение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение. Указанные виды работ не входят в Перечень видов работ, при выполнении которых необходимо получение у саморегулируемой организации свидетельства о допуске к таким работам.
Следовательно, включение в конкурсную документацию требования, установленного п. 13 гл. 4 Порядка о наличии у претендента выданного саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам, указанных в Перечне, будет необоснованным, ограничивающим конкуренцию требованием к претендентам.
Согласно п.6.1 проекта договора подряда, подрядчик обязан заключить со страховой организацией договор страхования, в соответствии с которым подлежит страхованию гражданская ответственность подрядчик перед третьими лицами на срок действия Договора подряда.
Однако, согласно пп.1 п.1 ст. 13 ФЗ "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ, саморегулируемая организация, в том числе создает системы личного страхования, как способ обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организации, которые определили размер взноса в компенсационный фонд менее одного миллиона рублей на одного члена, обязаны установить требования к страхованию ее членами гражданской ответственности.
Таким образом, требование к подрядчику, изложенное в п.6.1. проекта договора, при наличии у подрядчика свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, указанных в Перечне, определившей размер взноса в компенсационный фонд менее одного миллиона рублей на одного члена, может повлечь для подрядчика дополнительные обязательства и расходы в видее повторного страхования своей гражданской ответственности.
Согласно пп.10 п.3.1 гл.3 конкурсной документации, для участия в открытом конкурсе претендент подает конкурсную заявку, составленную по форме согласно Приложения N 1 к настоящей конкурсной документации, указывая информацию о составе и квалификации специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, имеющие высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях по форме согласно Приложения N 4 к настоящей конкурсной документации с приложением документов, подтверждающих их квалификацию и опыт (копии трудовых книжек, дипломов, копия сертификатов, выданных по результатам прохождения курсов по повышению квалификации, выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных Пенсионным фондом РФ), все копии должны быть заверены надлежащим образом уполномоченным лицом претендента и печатью организации.
Согласно Приложения N 4 к конкурсной документации, претендент указывает сведения о составе и квалификации специалистов, имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет.
Комиссией Иркутского УФАС России отклонен довод заявителя о неоднозначном толковании требований, предъявляемых к составу, форме конкурсных заявок, так как в пп.10 п.3.1 гл.3 конкурсной документации изложены общие требования к составу, форме конкурсных заявок, Приложение N 4 к конкурсной документации конкретизирует такие требования. Приложение N 4 к конкурсной документации является частью конкурсной документации и дополняет ее, которая, в свою очередь, согласно п.3 ч. 14 Порядка, должна содержать критерии определения победителя.
Пп.10 п.3.1 гл.3 конкурсной документации устанавливает требование к претенденту о приложении к заявке выписки их индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных Пенсионным фондом РФ в отношении специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ.
Указанное требование является неправомерным, так как не подтверждает квалификацию участника и не соотносится с предметом торгов. Более того, указанные выписки вправе получать только застрахованные лица у страхователя, у иных лиц такое право отсутствует.
П. 4.3.21 проекта договора подряда устанавливает неправомерное требование к претендентам об установке на Объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени, с отнесением расходов на приобретение, монтаж, содержание в работоспособном состоянии систем видеонаблюдения, на передачу данных с камер видеонаблюдения, на подрядчика, так как данная услуга не входит в перечень работ, являющихся предметом Договора подряда, указанные расходы на указанные услуги в смете к Договору подряда не предусмотрены.
При рассмотрении конкурсной документации комиссией Иркутского УФАС России установлен в таб. 1 гл.5 критерий оценки условий для исполнения договора подряда, предложенных в конкурсных заявках, - наличие у претендента в собственности материально-технической базы (наличие необходимых строительных машин, механизмов, оборудования для выполнения соответствующих видов работ по капитальному ремонту) в процентном соотношении от потребностей, который является неправомерным по отношению к претендентам.
Так, согласно пп.1-2 ст. 49 ГК РФ, коммерческие организации, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Согласно пп.1,3 ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, требования к претендентам, изложенные в конкурсной документации N 23 по проведению конкурса по привлечению подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, предметом которого является право заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах - договора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.4 Советская, д.98, ул.Горького, д.32д в г.Иркутске:
- о предоставлении выписки их индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных Пенсионным фондом РФ в отношении специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ;
- об установке на Объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени, с отнесением расходов на приобретение, монтаж, содержание в работоспособном состоянии систем видеонаблюдения, на передачу данных с камер видеонаблюдения, на подрядчика;
- о необходимости заключения со страховой организацией договора страхования, в соответствии с которым подлежит страхованию гражданская ответственность подрядчика перед третьими лицами на срок действия Договора подряда, вне зависимости от наличия у подрядчика свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулирущей организацией,
- о наличии у претендента в собственности материально-технической базы (наличие необходимых строительных машин, механизмов, оборудования для выполнения соответствующих видов работ по капитальному ремонту),
являются неправомерными и ограничивают претендентам доступ к участию в торгах.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия решила
Признать жалобу ООО "Строительные технологии" на действия организатора торгов - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, в связи с размещением на своем официальном сайте (www.fkr38.ru) конкурсной документации N 23 по проведению конкурса, предметом которого является право заключение договора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.4 Советская, д.98, ул.Горького, д.32д в г.Иркутске, противоречащей действующему законодательству РФ, обоснованной.
Выдать НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области" предписание о внесение в конкурсную документацию N 23 следующие изменения:
- исключить из таблицы 1 гл.5 конкурсной документации подкритерий критерия "квалификация участника": "сведения о материальной технической базе";
- исключить из пп.10 п.3.1 гл. 3 конкурсной документации требование о приложении к заявке выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных Пенсионным фондом РФ в отношении специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения работ;
- исключить из п.4.3.21 проекта договора подряда условие об обеспечении подрядчиком возможности установки на ремонтируемом объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени за счет собственных средств;
- исключить из п.6.1. проекта договора условие о заключении договора страхования, в соответствии с которым подрядчик подлежит страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами, в случае наличия у подрядчика допуска СРО.
3. Копию решения направить ООО "Строительные технологии".
4. Копию решения и предписания направить Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.
Решение или предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии: (_)
(_)
ПРЕДПИСАНИЕ N 66
"06" апреля 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в составе:
Председатель Комиссии:
(_)
Члены Комиссии:
(_)
при участии представителя заявителя ООО "Строительные технологии" - БАА (действующего на основании приказа N (_) от (_), представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области - ЗВИ (действующий на основании доверенности от (_),
руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области в срок до 30 апреля 2015 года внести в конкурсную документацию N 23 следующие изменения:
- исключить из таблицы 1 гл.5 конкурсной документации подкритерий критерия "квалификация участника": "сведения о материальной технической базе";
- исключить из пп.10 п.3.1 гл. 3 конкурсной документации требование о приложении к заявке выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выданных Пенсионным фондом РФ в отношении специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения работ;
- исключить из п.4.3.21 проекта договора подряда условие об обеспечении подрядчиком возможности установки на ремонтируемом объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени за счет собственных средств;
- исключить из п.6.1. проекта договора подряда условие о заключении договора страхования, в соответствии с которым подрядчик подлежит страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами, в случае наличия у подрядчика допуска СРО.
2. В срок до 30 апреля 2015 г. Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области представить в Управление ФАС по Иркутской области информацию об исполнении предписания (с приложением подтверждающих документов).
Председатель комиссии: |
(_) |
|
|
Члены комиссии: |
(_) |
|
|
|
(_) |
|
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 апреля 2015 г. N 145
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016