Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 234 (опубликовано 18 октября 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17.10.2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 17.10.2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. - старший государственный инспектор, Слаутина Е.М. - специалист-эксперт, рассмотрев дело N 234 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "ХК "САМЭЙ" (<_>) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в отсутствии представителя ООО "ХК "САМЭЙ", установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление от Красноярского регионального отделения Российского союза туриндустрии вх. N 12169 от 24.07.2012 года о проведении проверки и привлечении к административной ответственности ООО "ХК "САМЭЙ" по факту размещения в сети Интернет на сайте по адресу http://www.samay.ru рекламы лечебных туров в медицинские центры Китая следующего содержания: "_Традиционная китайская медицина представляет собой самостоятельную систему, включающую в себя теорию о возникновении болезней, методы диагностики и методы лечения. _в настоящее время в арсенале традиционной китайской медицины есть следующие основные методы. Во-первых, это использование лекарственных препаратов натурального происхождения_ Следующим идёт иглотерапия и прижигание. _ Третей составляющей является китайский лечебный массаж Туйна. _ Безусловно, лучших результатов можно достигнуть, разумно сочетая и взаимно дополняя все методы, проводя полные курсы лечения и повторные обследования_" (далее - Реклама).
По данному факту 31 августа 2012 года Красноярским УФАС России возбуждено дело N 234 по признакам нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального Закона "О рекламе" в отношении ООО "ХК "САМЭЙ".
В материалах дела N234 имеется выписка из ЕГРЮЛ ФНС России от 15.10.2012 года о том, что ООО "ХК "САМЭЙ" внесено 17.01.2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц Администрацией Центрального района г. Красноярска за основным государственным регистрационным номером 1032402944969.
В материалах дела N 234 имеются письменные пояснения директора ООО "ХК "САМЭЙ" <_> из которых следует, что информация с сайта ООО "ХК "САМЭЙ" в сети Интернет по адресу http://www.samay.ru (далее - Сайт), цитируемая в определении о возбуждении дела N 234, не содержит указания на какие-либо конкретные заболевания и на методы именно их лечения или ссылки на лекарственные средства, медицинскую технику для лечения этих заболеваний, не содержит указания на лицо, предоставляющее медицинские услуги, тем более, не содержит информации о том, что эти медицинские услуги предоставляет именно ООО "ХК "САМЭЙ". Информация, размещенная на Сайте, преследует цель информировать о месте - в Китае, где данные услуги оказываются.
В письменных пояснениях директор ООО "ХК "САМЭЙ" <_> отмечает, что информация, размещенная на Сайте, не может рассматриваться как реклама конкретно определенного лица (рекламодателя). В тексте лицо, оказывающее медицинские услуги, не индивидуализировано. Размещенные на Сайте сведения относились к виду деятельности юридического лица в сфере туризма и были обязательными для него в силу обычаев делового оборота. Сведения не содержали информации об объекте рекламирования - товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, о юридическом лице, информация была общераспространенной и обезличенной.
В письменных пояснениях директор ООО "ХК "САМЭЙ" ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 15805/11 по делу N А71-1684/2011-А31, где указано, что информация, размещенная организацией на вывеске, представляет собой перечисление услуг, осуществляемых организацией, в целях доведения до потребителей сведений о деятельности данной организации, такая информация не отвечает признакам рекламы и нормы законодательства о рекламе в этом случае не применяются. Таким образом, директор ООО "ХК "САМЭЙ" <_> утверждает, что прежде чем сделать вывод о том, что размещаемая на Сайте информация носит информационный характер и не относится к рекламе, в ней должно отсутствовать указание на использование конкретных средств и оборудования, применяемых при оказании услуг, а так же на методы оказания услуг. Таким образом, директор ООО "ХК "САМЭЙ" полагает, что оснований для признания наличия в действиях ООО "ХК "САМЭЙ" нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" не имеется.
Исходя из письменных пояснений директора ООО "ХК "САМЭЙ" <_> информация о лечебных центрах, размещаемая на Сайте, размещалась с сайтов китайских медицинских центров. Общее описание клиники, процедуры, которые проводятся в клинике, где были фото и профессии врачей клиники. Никакие конкретные медицинские услуги, ООО "ХК "САМЭЙ" на Сайте не "рекламировало".
Исследовав материалы дела и письменные пояснения директора ООО "ХК "САМЭЙ" <_> Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Федеральному закону "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке.
Указанная информация, размещенная на Сайте адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услуге по предоставлению лечения в Китае.
Таким образом, информация об услуге по предоставлению лечения в Китае, размещенная на Сайте, является рекламой.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с утвержденной Приказом от 27.12.2011 N1664н Номенклатурой медицинских услуг, услуги, указанные в Рекламе, являются простыми медицинскими услугами.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, размещённой на Сайте, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама является рекламой медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В ходе рассмотрения Рекламы, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама не содержит предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста перед проведением указанных в Рекламе медицинских услуг.
На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В материалах дела N 234 имеется свидетельство ЗАО "Региональный сетевой информационный центр" от 21.09.2012 о подтверждении, что ООО "ХК "САМЭЙ" является администратором доменного имени samay.ru.
Исходя из устных пояснений директора ООО "ХК "САМЭЙ" <_> наполнением Сайта занимается она лично.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что гражданка <_> являясь руководителем ООО "ХК "САМЭЙ" допустила размещение рассматриваемой Рекламы, несоответствующей требованиям Федерального закона "О рекламе" на Сайте и не предприняла мер по недопущению нарушения требования действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального Закона "О рекламе" ООО "ХК "САМЭЙ" устранены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространенную ООО "ХК "САМЭЙ" (<_>).
2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ООО "ХК "САМЭЙ", предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко
|
Члены Комиссии |
|
О.А. Чуракова |
|
|
Е.М. Слаутина
|
ООО "ХК "САМЭЙ"
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"17" октября 2012 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Слаутина Е.М. - специалист-эксперт, Чуракова О.А. - старший государственный инспектор, на основании своего решения от 17 октября 2012 г. по делу N 234 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "ХК "САМЭЙ" (<_>) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ХК "САМЭЙ" (<_>) в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "ХК "САМЭЙ" (<_>) представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Слаутина Елена Михайловна
(391) 265-02-19
reshenie_i_predpisanie_po_delu_no_234.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 234 (опубликовано 18 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016