Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 28 июля 2014 г. N 1-00-1034/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего -
членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов.
при участии в заседании:
рассмотрев жалобуООО "Кимако" на действия заказчика - ОАО "МОЭК" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку шаровых кранов диаметром свыше 300 мм (реестровый N 31401232130),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Кимако" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "МОЭК" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку шаровых кранов диаметром свыше 300 мм (реестровый N 31401232130) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного условия отклонения заявок от участия в Закупочной документации, кроме того неправомерный отказ ООО "Кимако" в допуске к участию в Закупке.
На заседании комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.
Представитель Заказчика по доводам жалобы возражал, представил истребованные материалы закупочной документации, письменные объяснения со ссылками на судебную практику.
Выслушав представителей Заявителя и Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о том, что жалоба является обоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках Заказчика утверждено решением совета директоров Заказчика, протокол от 01.04.2013 N 9 (далее - Положение о закупке).
Извещение и Закупочная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 16.06.2014 (действующая редакция). Датой окончания подачи заявок является 17.06.2014, датой подведения итогов Закупки является 17.07.2014. Начальная (максимальная) цена договора - 566 085 236,94(пятьсот шестьдесят шесть миллионов восемьдесят пять тысяч двести тридцать шесть) рублей 94 коп. без учета НДС.
Согласно п. 4.5.1 Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в закупке участник процедуры закупки не допускается Конкурсной комиссией к участию в закупочной процедуре (отстраняется от дальнейшего участия в закупочной процедуре) в случаях, в том числе, выявления заявки с демпинговой ценой. В закупочной документации заказчик вправе установить пороговое значение цены договора (или правило его определения), в случае занижения которого заявка участника признается заявкой с демпинговой ценой.
В соответствии с пп. "р" п. 2.9.12 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках Запроса предложений, проведенных Заказчиком, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в Запросе предложений в случаях, в том числе, не соответствия предложения с ценой, в соответствии с п. 3.2.15 Закупочной документации.
Согласно п. 3.2.15 Закупочной документации в случае если более 2-х допущенных заявок удовлетворяют требованиям документации Запроса предложений, цена договора, указанная в Заявке Участника (рассчитанная в соответствии с данными, указанными в предложении), не должна быть меньше средней цены договора, рассчитанной на основании всех допущенных предложений, более чем на 15 (пятнадцать) процентов. В случае если цена договора, указанная в Заявке Участника (рассчитанная в соответствии с данными, указанными предложении), меньше средней цены договора, рассчитанной на основании всех допущенных заявок, более чем на 15 (пятнадцать) процентов, соответствующий Участник отстраняется от участия в Запросе предложений на основании несоответствия его предложения требованиям, установленным документацией Запроса предложений.
В соответствии с Протоколом о результатах закупочной процедуры от 09.07.2014, на участие в Закупке было подано девять заявок, три заявки допущены. Заявка ООО "Кимако" в соответствии с пп. b) 2.9.12. Документации по открытому запросу предложений, а именно: п.3.2.15 (Заявка Участника меньше средней цены договора, рассчитанной на основании всех допущенных предложений, более чем на 15 (пятнадцать) процентов).
Согласно пояснениям Заявителя, установление на стадии допуска к участию в Закупке требование о том, чтобы предложение участника было меньше средней цены договора, рассчитанной на основании всех допущенных предложений, менее чем на 15 (пятнадцать) процентов, является неправомерным, в силу того, что произвести расчет стоимости предложения на стадии подачи заявки не представляется возможным, таким образом установлено неизмеримое требование, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки. Кроме того, данное требование не отвечает презумпции экономического расхода денежных средств Заказчика, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, так как препятствует участию в закупке лиц, имеющих возможность поставить заказчику товар по низкой цене за счет технологических и экономических усовершенствований.
В соответствии с пояснениями Заказчика, установление данного требования обусловлено заинтересованностью Заказчика в добросовестном поставщике, способном исполнить обязательства по заключенному договору.
Исходя их вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что данное требование сужает круг потенциальных участников и нивелирует экономическую выгоду Заказчика.
Кроме того, в Закупочной документации отсутствует требование по обеспечению задатка по договору, в свою очередь получение задатка Заказчиком может служить гарантией добросовестности поставщика.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии представлен договор от 10.07.2014, заключенный по результатам Закупки. Таким образом, обязательное к исполнению предписание Заказчику не выдается.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как по результатам Закупки заключен договор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июля 2014 г. N 1-00-1034/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016