Резолютивная часть оглашена 01.04.2015
В полном объеме изготовлено 02.04.2015
Великий Новгород
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Виниченко Ольга Сергеевна, рассмотрев постановление от 25.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела, возбужденного прокурором Батецкого района советником юстиции К.Н. Степановым в отношении должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина Владимира Юрьевича по факту совершения им действий, выразившихся в утверждении документаций об электронных аукционах:
- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участка дороги Обколи - Хочуни, извещение N 0350300001114000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 27.06.2014;
- на право заключения муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0350300001114000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.06.2014,
указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
26.02.2015 в Новгородское УФАС России поступило постановление от 25.02.2015 прокурора Батецкого района советника юстиции Степанова К.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела, из которых следует, что прокуратурой Батецкого района проведена проверка соблюдения муниципальным заказчиком - Администрацией Батецкого муниципального района требований законодательства о контрактной системе при осуществлении вышеуказанных закупок путем проведения электронных аукционов:
- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участка дороги Обколи - Хочуни, извещение N 0350300001114000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.06.2014;
- на право заключения муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0350300001114000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.06.2014 (далее - Проверка).
В ходе Проверки установлено, что указанные закупки осуществлены муниципальным заказчиком - Администрацией Батецкого муниципального района с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом, указанные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина Владимира Юрьевича признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участка дороги Обколи - Хочуни (извещение N 0350300001114000022) (далее - Документация об электронном аукционе) утверждена первым заместителем Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкиным В.Ю. 18.06.2014.
Пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в ред. от 28.12.2013 N 396-ФЗ) устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе правомочность участника закупки заключать контракт.
Аналогичное требование, предъявляемое к участникам закупки (правомочность участника закупки заключать контракт), содержится в разделе "Преимущества и требования к участникам закупки" извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Извещение).
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений) пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На момент размещения Извещения на официальном сайте, требование о правомочности участника закупки заключать контракт законодательством о контрактной системе не установлено.
Однако, в Извещении данное требование к участникам закупки содержится.
Таким образом, муниципальный заказчик - Администрация Батецкого муниципального района в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установил требование к участникам закупки, непредусмотренное законодательством о контрактной системе.
Аналогичное нарушение было выявлено при осуществлении муниципальным заказчиком - Администрацией Батецкого муниципального района закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0350300001114000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.06.2014 (документация утверждена первым заместителем Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкиным В.Ю. 26.06.2014).
Ответственность за вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с распоряжением Администрации Батецкого муниципального района Полушкин В.Ю. назначен на должность первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района.
На момент утверждения документаций о проведении рассматриваемых электронных аукционов Полушкин В.Ю. действовал как первый заместитель Главы Администрации Батецкого муниципального района, о чем свидетельствуют соответствующие резолюции на первых листах документаций, то есть являлся должностным лицом муниципального заказчика - Администрации Батецкого муниципального района.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должна содержаться информация, указанная в извещении о проведении такого аукциона.
18.06.2014, 26.06.2014 Полушкин В.Ю. утвердил рассматриваемые документации с установленными нарушениями относительно содержания входящих в них извещений.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела Полушкин В.Ю. надлежащим образом был уведомлен, на рассмотрении дела присутствовал лично.
На рассмотрении дела Полушкин В.Ю. ходатайствовал о допуске к участию в деле в качестве его защитника (представителя) заведующего юридическим отделом Администрации Батецкого муниципального района Волосача Виктора Тимофеевича.
Указанное ходатайство должностным лицом Новгородского УФАС России, рассматривающим настоящее дело, было удовлетворено, Волосач В.Т. допущен к участию в настоящем деле в качестве защитника (представителя) Полушкина В.Ю.
В материалах настоящего дела имеются письменные объяснения Полушкина В.Ю., суть которых сводится к следующему.
Извещения NN 0350300001114000019, 0350300001114000022 были сформированы с использованием программных средств и возможностей официального сайта, в том числе и содержащиеся в разделе "Преимущества и требования к участникам закупки" извещений сведения относительно требований к участникам рассматриваемых закупок.
Муниципальным заказчиком - Администрацией Батецкого муниципального района был сделан запрос в службу технической поддержки официального сайта с просьбой пояснить, когда правомочность в качестве единого требования к участникам закупки была исключена из программных средств и возможностей официального сайта при формировании содержания извещений.
Из информации, представленной службой технической поддержки официального сайта, следует, что правомочность в качестве единого требования к участникам закупки была исключена из программных средств и возможностей официального сайта при формировании содержания извещений 01.08.2014.
Кроме того, в документациях о проведении рассматриваемых закупок правомочность в качестве единого требования к участникам закупки не установлена, а в разделе "Дополнительная информация" извещений к ним муниципальным заказчиком дополнительно установлено, что участники электронных аукционов в случае их участия в закупках должны руководствоваться утвержденными муниципальным заказчиком документациями и извещениями о проведении закупок, размещенными в составе документаций.
На рассмотрении настоящего дела Полушкин В.Ю. и его защитник (представитель) Волосач В.Т. поддержали доводы письменных объяснений в полном объеме, а также дополнительно указали, что производство по настоящему делу должно быть прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Исследовав материалы дела N 56 от 25.02.2015 об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Протоколом и материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт наличия в действиях должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина В.Ю., события вменяемого административного правонарушения.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о контрактной системе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому Полушкин В.Ю. имел возможность и должен был изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к исполнению своих обязанностей должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района, предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Однако Полушкин В.Ю. не проявил должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района, что привело к совершению им административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение Полушкиным В.Ю. своих обязанностей должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района, отсутствовали.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что административное правонарушение совершено Полушкиным В.Ю. по неосторожности, поскольку Полушкин В.Ю. предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Из вышеизложенного следует, что в действиях должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина В.Ю., который во исполнение своих служебных обязанностей должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района должен был и мог предпринять необходимые и зависящие от него меры для осуществления закупок с соблюдением требований Закона о контрактной системе, выразившихся в утверждении им документаций об электронных аукционах:
- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участка дороги Обколи - Хочуни, извещение N 0350300001114000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.06.2014;
- на право заключения муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0350300001114000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.06.2014,
с установленными нарушениями Закона о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Место и время совершения административного правонарушения - 175000, Новгородская обл., п. Батецкий, ул. Советская, д. 39 А; 18.06.2014, 26.06.2014.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
В соответствии с частью 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Утвержденные муниципальным заказчиком документации о проведении рассматриваемых электронных аукционов и извещения к ним действительно не содержат правомочности участника закупки заключать контракт в качестве единого требования к участникам электронного аукциона.
Следовательно, документации о проведении рассматриваемых электронных аукционов (за исключением извещений, сформированных на официальном сайте) соответствуют действующей на момент проведения закупок редакции Закона о контрактной системе, в том числе с учетом внесенных в нее изменений Законом о внесении изменений.
Учитывая вышеизложенное, в том числе исходя из информации, представленной службой технической поддержки официального сайта об исключении правомочности в качестве единого требования к участникам закупки из программных средств и возможностей официального сайта при формировании содержания извещений только с 01.08.2014, а также то, что допущенные нарушения при формировании содержания извещений не повлекли нарушения прав и законных интересов участников закупок и наступления негативных последствий для их осуществления в целом и не повлекли ограничения количества их участников, имеются основания для признания совершенного должностным лицом муниципального заказчика - первым заместителем Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкиным В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, малозначительным.
Учитывая вышеизложенное, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, имеются основания для освобождения должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина В.Ю. от административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершенное им административное правонарушение в связи с его малозначительностью с объявлением Полушкину В.Ю. устного замечания.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
В соответствии с определением от 03.03.2015 о назначении времени и места рассмотрения дела N 56 об административном правонарушении к материалам настоящего дела приобщены копии запроса Администрации Батецкого муниципального района в службу технической поддержки официального сайта, ответа службы технической поддержки официального сайта, а также справки о доходах Полушкина В.Ю. по форме 2-НДФЛ за 2014, 2015 годы.
Руководствуясь статьями 2.9, 3.1, частью 2 статьи 4.2, частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановил:
1. Признать в действиях должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина Владимира Юрьевича, выразившихся в утверждении документаций об электронных аукционах:
- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участка дороги Обколи - Хочуни, извещение N 0350300001114000022 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.06.2014;
- на право заключения муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0350300001114000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.06.2014,
с нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Прекратить производство по делу N 56 от 25.02.2015 об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика - первого заместителя Главы Администрации Батецкого муниципального района Полушкина Владимира Юрьевича, освободив его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения и объявить ему устное замечание за нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Руководитель Управления,
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 апреля 2015 г. N 1644/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016