Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 18 октября 2012 г. N 05-02/4504-14
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России),
рассмотрев жалобу ООО "Медконтракт" (далее - Заявитель) на действия заказчика -ГУ "Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" при размещении государственного заказа путем открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0243100002312000220) на поставку подгузников в количестве 120 000 штук для обеспечения инвалидов в 2012 году и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Медконтракт" (вх. N 7413 от 11.10.2012) на действия заказчика -ГУ "Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".
В жалобе заявитель указал, что согласно техническому заданию документации об аукционе предусмотрена следующая техническая характеристика: "Эластичные поясные резинки подгузника, расположенные спереди и сзади, должны хорошо растягиваться и стягиваться, что позволит надежно фиксировать подгузник в области поясницы и защитить от подтекания при нахождении человека в горизонтальном положении".
Указанной характеристикой в том виде, как это указано в документации аукциона, обладают исключительно подгузники для взрослых производителя "Seni": Super Seni Plus и Super Seni Trio.
Вместе с тем, указанная характеристика не влияет на функциональные свойства изделий, а также на его качественные характеристики, однако влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является формальным основанием для отклонения заявки участника размещения заказа, предлагающего к поставке подгузники для взрослых иного производителя.
Представитель Заказчика пояснил, что действующее законодательство не ограничивает права заказчика по выбору параметров технических и функциональных характеристик товара.
Согласно данным, взятым с официальных сайтов производителей подгузников, закупаемых в рамках данного аукциона в электронной форме, по вышеуказанному показателю соответствуют товары таких торговых марок как Seni и Euron.
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 05.10.2012 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru), опубликовано извещение N 0243100002312000220 на поставку подгузников в количестве 120 000 штук для обеспечения инвалидов в 2012 году. Заказчиком является ГУ "Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".
Требования к документации об аукционе содержаться в ст. 34 Закона N94- ФЗ, предусматривающей, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (ч. 1). Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2). Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом (ч. 2.1). Документация об аукционе может содержать указания на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 этой статьи (ч. 3). Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1).
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что заказчик руководствуясь своими потребностями должен установить конкретные требования, в том числе, к качеству, функциональным характеристикам товара и к его упаковке. При этом заказчик не вправе установить требование к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут ограничение количества участников размещения заказа.
Для целей проверки действий заказчика на соответствие ч. 3.1 ст. 34 Закона N94 применительно к рассматриваемой ситуации значимыми обстоятельствами являются: наличие в документации об аукционе требований к товару (к его упаковке); существенность этих требований для заказчика; наличие или отсутствие последствий в виде ограничения количества участников размещения заказа; причинно- следственная связь между включением в документацию об аукционе указанных требований и возникновением названных последствий.
Исходя из возражения на жалобу и представленных сведений с официальных сайтов ГУ "Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" установлено, что подгузники с характеристиками, указанными в техническом задании, производятся двум производителями Seni и Euron, и указанные характеристики товара необходимы для облегчения ухода за больными.
Производство подгузников, с установленными техническими характеристиками, двумя производителями свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об аукционе не влечет ограничение количества участников размещения заказа, поскольку товар данных производителей может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа.
На участие в открытом аукционе в электронной форме подано 3 заявки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено, что заявка под номером 3 не соответствует требованиям документации, в части установленного требования, в техническом задании, к поясным резинкам (в заявке предложены подгузники с эластичными поясными резинками, расположенными сзади в области поясницы).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов при рассмотрении аукционной комиссией Заказчика первых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме участник размещения заказа не допускается к участию в Аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений, а также несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требованиям к документации об Аукционе в электронной форме.
Часть 4 ст. 41.8 Федерального закона о размещении заказов предусматривает, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Таким образом сведения представленные в заявке не соответствуют значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Действия аукционной комиссии по допуску данного участника к участию в аукционе незаконно.
В действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 17, ст. 41.9, ст. 41.8, ст. 34 ч. 6 ст. 60 ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Медконтракт" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившееся в нарушении порядка отбора участников аукциона на право заключить контракт.
3. Выдать заказчику предписание по устранению нарушения ч. 4 ст. 41.9, Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении законодательства о размещении заказов
N 05-02/216-12
18.10.2012 г. Курган
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России)
руководствуясь ст.17 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании своего решения от 18.10.2012 N 05-02/216-12. предписывает:
1. Государственному заказчику- ГУ "Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" устранить нарушения ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для чего:
- аннулировать протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0243100002312000220 );
- провести процедуру рассмотрения первых частей заявок в соответствии с законодательством.
2. Выполнить настоящее предписание в срок не позднее 30.10.2012 года.
3. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 01.11.2012 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 18 октября 2012 г. N 05-02/4504-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016