Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 4-05/124 (опубликовано 19 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
рассмотрев дело N 4-05/124 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 7, части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе", в отсутствие законного представителя ООО "Ирбис", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства Хабаровским УФАС России в журнале "Экспресс Magazin" за апрель N 2(032), май N 3 (033) 2012 г. отслежены следующие рекламы:
- "Все грани абсолютной красоты от Этуаль студия красоты_ Косметология для нее и для него- омолаживающие программы, маски, массажи, пилинги, аппаратная косметология, чистка лица, фотоомоложение_ Пирсинг - прокалывание ушей, носа, губ, пупка, бровей. Перманентный макияж- татуаж бровей и губ..";
- "Тонус" салон. Услуги: мини-сауна "Кедровая фитобочка".Кровать-массажер "Нуга бест". Стопотерапия. Массаж. Фиточаи. Тренажеры. Индивидуальная программа похудения (снижение веса за 1 сеанс до 1 кг.).";
-Кафе "Элис". Торжество, которое запомнится_";
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. N 163 (в ред.от 28.03.2008 г), группа "медицинские услуги" состоит, в том числе, из таких услуг как массаж и косметология.
Раздел 21 номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 г. N 1664н, относит массаж (код 21.01.001), пилинг-массаж (код 21.01.006), пирсинг (код 21.01.010), перманентный татуаж (код 17.31.002) к лечению с помощью простых физических воздействий на пациента.
Кроме того, согласно письму Министерства здравоохранения Хабаровского края (исх. N 04.2-4898 от 13.05.2012 г.) услуги по массажу являются простыми медицинскими услугами, оказываемые массажистами, врачами - мануальными терапевтами и включают в себя общий массаж, массаж лица, шеи, кистей, волосистой части головы, пилинг-массаж, вакуумный массаж кожи, а также отдельные виды массажа, выполняемые при заболеваниях различных органов, такие как например: массаж при заболеваниях позвоночника, массаж при хронических неспецифических заболеваниях легких, массаж при заболеваниях крупных кровеносных сосудов и так далее.
В силу п. 96 части 1 статьи 17 ФЗ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Согласно номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 27.12.2011 г. N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" деятельность по оказанию косметологических услуг относится к медицинским услугам (код 21.01.001 - массаж, код 21.01.006 -пилинг-массаж, код 21.01.010-пирсинг, код 17.31.002-перманентный татуаж).
Таким образом, косметологические услуги и массаж подлежат обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем, косметологические услуги и массаж рекламируются при отсутствии на них лицензии, что противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама кафе "Элис", сопровождается фотографией сервированного стола, на котором находятся бутылки с алкогольной продукцией-шампанским, вином, коньяком.
Реклама направлена на привлечение внимания к кафе "Элис" и товарам, представленным в нем, в том числе к алкогольной продукции, формирует интерес к данной продукции, реализуемой в данном кафе, следовательно, должна рассматриваться как реклама алкоголя и соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе такой продукции.
Указанное предложение не имеет обязательной предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что противоречит требованиям части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Рекламы в указанных частях признается ненадлежащими.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 7, частей 3 статьи 21 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем является ООО "Ирбис".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащими рекламы, распространенные ООО "Ирбис" в журнале "Экспресс Magazin" за апрель N 2(032), май N 3 (033) 2012 г, поскольку в них нарушены требования части 7 статьи 7, части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ирбис" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 19 октября 2012 года по делу N 4-05/124 о признании ненадлежащих рекламных материалов, распространенных в журнале "Экспресс Magazin", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Ирбис" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы в журнале "Экспресс Magazin", а именно:
- рекламы товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таковых разрешений;
- рекламы алкогольной продукции без сопровождения предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.
2. ООО "Ирбис" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 12.11 2012 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4-05/124 (опубликовано 19 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016