Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 30 марта 2015 г. N 1-00-451/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Альянс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" (далее - Заказчик) при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и крупно-габаритного мусора (КГМ) с объектов предприятия (реестровый N 31502120825) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в неправомерном установлении требования к участникам о наличии положительной деловой репутации за 1 год;
в неправомерном создании преимущества в территориальной удаленности обслуживаемых объектов путем обслуживания двух субъектов - города Москвы и Московской области;
в размещении извещения о проведении Закупки с нарушением сроков.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ и услуг Заказчика утверждено приказом Заказчика от 25.02.2014 N 48 (далее - Положение о закупке).
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru/223 (далее - Официальный сайт) 12.03.2015 размещено извещение о проведении Закупки. Дата окончания подачи заявок - 19.03.2015. Дата подведения итогов - 24.03.2015.
Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.
Согласно письменным пояснениям Заявителя Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки в части наличия положительной деловой репутации за 1 год.
В соответствии с пояснениями Заказчика ФГУП "ФТ-Центр" включило в закупочную документацию дополнительное требование к участникам закупки, а именно, наличие положительной деловой репутации за 1 год. Указанное требование не ограничивает прав участников в допуске к участи в закупке, а дает характеристику участнику с точки зрения надежности и безопасности по исполнению контракта исходя из его предмета и сроков исполнения.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком устанавливаются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 6.1.7 Положения о закупке по решению предприятия в закупочной документации к участникам закупочной процедуры могут быть установлены дополнительные требования, в том числе касающиеся наличия финансовых ресурсов для исполнения договора, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора и др.
В соответствии с пунктом 9 Закупочной документации дополнительным требованием к участнику закупки является наличие положительной деловой репутации за 1 год. В подтверждение предоставляется справка о положительной деловой репутации участника закупки (Приложение N 2, Форма 5) за 1 год с приложением документов, подтверждающих ее наличие, а именно оригиналов или копий отзывов, благодарственных писем, заверенных печатью организации с указанием контактных данных компаний, выдавших данный документ.
Таким образом, требования к участникам закупки установлены Заказчиком в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке. Доказательств того, что вышеуказанное требование ограничивает круг участников Заявителем не представлено. Кроме того, Заявитель не воспользовался своим правом обратиться к Заказчику за разъяснениями положений Закупочной документации.
Согласно письменным пояснениям Заявителя Заказчиком неправомерно созданы преимущества в территориальной удаленности обслуживаемых объектов путем обслуживания двух субъектов - города Москвы и Московской области.
В соответствии с пояснениями Заказчика доводы о создании преимущества в территориальной удаленности обслуживаемых объектов ФГУП "ФТ-Центр" считает несостоятельными. По мнению заказчика, указание в закупочной документации адресного перечня объектов, в отношении которых планируется заключение договора на обслуживание, не является ограничением конкуренции. Таким образом, указание в документации о закупке места оказания услуги является императивным на основании пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком устанавливаются:
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно пункту 4 Закупочной документации место оказания услуг по предмету Закупки:
- г. Москва, ул. Дубнинская, д. 79;
- г. Москва, ул. 1-я Бухвостова, д. 3;
- г. Москва, ул. Касаткина, д. 1, корп.1;
- г. Москва, ул. Кедрова, д. 8;
- г. Москва, Сибирский пр., д. 4;
- Московская обл., г. Химки, Вашутинское ш., д. 9;
- Московская обл., г. Ногинск, ул. 200-летия города, д. 2;
- Московская обл., г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 168;
- Московская обл., Щелковский р-н, дер. Осеево.
Таким образом, Заказчик на основании Закона о закупках указывает в Закупочной документации место оказания услуг. Следовательно, довод Заявителя в части неправомерного создания преимущества в территориальной удаленности обслуживаемых объектов признается необоснованным.
3. Согласно письменным пояснениям Заявителя Заказчик нарушил срок размещения на Официальном сайте извещения о проведении Закупки.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупке в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с пунктом 6.5.3 Положения о закупке извещение о проведении открытого запроса цен и закупочная документация по открытому запросу цен (далее - закупочная документация) должны быть размещены в единой информационной системе и на сайте Предприятия в сети Интернет не менее, чем за 7 (семь) календарных дней до дня окончания срока подачи заявок участниками запроса цен для бесплатного ознакомления и скачивания. При принятии решения о проведении повторного открытого запроса цен по результатам несостоявшейся процедуры срок подачи заявок участниками запроса предложений может быть сокращен.
На заседании Комиссия установила, что извещение о проведении Закупки размещено на Официальном сайте 12.03.2015, при этом срок окончания подачи заявок - 19.03.2015. Таким образом, Заказчиком требование пункта 6.5.3 Положения о закупке исполнено.
Следовательно, жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на проведение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.03.2015 N ИШ/10470.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 марта 2015 г. N 1-00-451/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016