Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 16 марта 2015 г. N 13-2015
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, <_> рассмотрев материалы административного дела N 13-2015, возбужденного в отношении Закрытого акционерного общества Коммерческий Банк "Русский Славянский Банк" (ИНН 7706193043, ОГРН 1027739837366, юридический адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 14, стр.2) (далее - ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" по факту распространения 25 марта 2014 года в 18:07:59 и24 марта 2014 года в 15:30:16 рекламы по сетям телефонной связи от отправителя под буквенным обозначением "ContactBan" и от отправителя под обозначением "+446504792036" без предварительного согласия абонента <> с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
в отсутствие законного представителя ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <_>
исследовав материалы дела, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обратился житель города Челябинска с заявлением о поступлении 2 СМС-сообщений с рекламой на его мобильный телефонный номер <_> оператором связи которого является ЗАО "Челябинская сотовая связь" при отсутствии согласия абонента на данную рассылку, а именно:
25 марта 2014 года в 18:07:59 с текстом: "<_> кредит 140 000 руб.полностью ОДОБРЕН для Вас! Ежемесячный платеж ВСЕГО 7240 руб.! Нужен только паспорт! Подробности 8-800-200-4249 (бесплатно).CONTACTBANK.COM" от отправителя под буквенным обозначением "ContactBan".
24 марта 2014 года в 15:30:16 с текстом: "CONTACT расширяет возможности! Теперь кредиты, займы, турпакеты и многое другое вы можете оплатить по Системе CONTACT в отделениях ОАО "УБРиР" Информация по ближайшему к вам отделению 8-800-200-42-42, www.contact-sys.com" от отправителя под обозначением "+446504792036".
Заявитель на запрос Челябинского УФАС России указал, что он являлся участником платежной системы CONTACT в 2006-2012 годы и несколько раз осуществлял денежные переводы. Пояснил, что назвал номер телефона <_> при заполнении заявлений на денежный перевод для получения уведомлений о доставке отправленного перевода, в связи с чем, ему сначала поступали лишь сообщения, такие как "Перевод поступил", "Перевод выплачен", а в 2013 году стала поступать реклама.
В целях установления рекламораспространителя Челябинским УФАС России направлен запрос оператору связи заявителя ЗАО "Челябинская сотовая связь".
ЗАО "Челябинская сотовая связь" представило сведения о том, что СМС-сообщение (25 марта 2014 года в 16:07) направлено ООО "ИнфоБип" с смс-центра +79043490004, а СМС-сообщение (24 марта 2014 года в 13:30) отправлено с номера +446504792036 с СМС-центра +79020980274, входящего в ресурс нумерации оператора связи ЗАО "Волгоград-GSM".
Челябинское УФАС России путем направления запросов в ООО "ИнфоБип", ЗАО "Волгоград-GSM" установило, что указанные СМС-сообщения направлены в рамках договоров, заключенных с ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" (г. Москва, ул. Донская, д. 14, стр. 2).
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Абонентом телефонного номера <_> является заявитель, факт направления ему СМС-сообщений с рекламой подтверждается фотографиями СМС-сообщения и детализацией СМС-сообщений.
ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" не представило материалы, в которых выражалось бы согласие абонента <_> на получение рекламы посредством использования телефонной связи.
В связи с тем, что ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" не представило доказательства получения согласия абонента <_> на распространение ему рекламы по сетям телефонной связи, а заявитель указал, что его не давал реклама признается направленной без предварительного согласия абонента на получение рекламы.
Распространение рекламы посредством использования телефонной связи при отсутствии предварительного согласия абонента на получение рекламы противоречит части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, реклама, распространенная 24 марта 2014 года в 15:30:16 и 25 марта 2014 года в 18:07:59 абоненту <_> без предварительного согласия абонента на получение рекламы нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение статьи 18 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
На основании пункта 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" как лицо, осуществившее распространение рекламы 24 марта 2014 года в 15:30:16 и 25 марта 2014 года в 18:07:59 путем отправки СМС-сообщения с рекламой абоненту <_>
Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 12 августа 2014 года.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.
06 февраля 2015 года должностным лицом Челябинского УФАС России в отношении ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом к возбуждению административного дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Челябинского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Реклама "<_> кредит 140 000 руб.полностью ОДОБРЕН для Вас! Ежемесячный платеж ВСЕГО 7240 руб.! Нужен только паспорт! Подробности 8-800-200-4249 (бесплатно).CONTACTBANK.COM" и "CONTACT расширяет возможности! Теперь кредиты, займы, турпакеты и многое другое вы можете оплатить по Системе CONTACT в отделениях ОАО "УБРиР" Информация по ближайшему к вам отделению 8-800-200-42-42, www.contact-sys.com", распространенная абоненту <_> 25 марта 2014 года в 18:07:59и 24 марта 2014 года в 15:30:16 от отправителя под буквенным обозначением "ContactBan" и отправителя под обозначением "+446504792036" соответственно" при отсутствии согласия абонента на данную рассылку противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наличие обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему соблюдению ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" требований законодательства РФ о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.
У ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно - для соблюдения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе". Однако ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
При таких обстоятельствах ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих вину ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
От ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" каких-либо ходатайств при рассмотрении административного дела не поступило.
Принимая во внимание привлечение ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" к административной ответственности впервые за нарушение рекламного законодательства ему может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - административный штраф в размере ста тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать Закрытое акционерное общество Коммерческий Банк "Русский Славянский Банк" (ИНН 7706193043, ОГРН 1027739837366, юридический адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 14, стр.2) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к ЗАО АКБ "РУССЛАВБАНК" административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 325.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2015 г. N 13-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016