Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 31 июля 2014 г. N ТГ 08-02/2014-122 Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - <_> члены Комиссии - <_> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <_> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2014-122 Ж по жалобе ООО "Импульс" (далее - Заявитель) (вх. N 7217э от 22.07.2014 года) на действия ОАО "Концерн "Калашников" (далее - Заказчик) при проведении котировочной сессии (запрос котировок) на поставку, шефмонтаж и пуско-наладочные работы универсальной напольной двухзонной электромеханической машины (389202) (N извещения: 31401316356),
на заседании Комиссии 30.07.2014 года:
в присутствии:
представителя Заказчика - ОАО "Концерн "Калашников" - Зорина К.В. доверенность N 36 от 09.01.2014 года,
в отсутствии:
представителей подателя жалобы - ООО "Импульс", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, в материалах дела имеется факсограмма N 249 от 23.07.2014 года о направлении уведомления N ТГ 08-02/2014-122Ж о принятии к рассмотрению жалобы,
на заседании Комиссии 31.07.2014 года:
в присутствии:
представителя Заказчика - ОАО "Концерн "Калашников" - Зорина К.В. доверенность N 36 от 09.01.2014 года,
в отсутствии:
представителей подателя жалобы - ООО "Импульс", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, в материалах дела имеется факсограмма N 249 от 23.07.2014 года о направлении уведомления N ТГ 08-02/2014-122Ж о принятии к рассмотрению жалобы, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 22.07.2014 года поступила жалоба ООО "Импульс" на действия ОАО "Концерн "Калашников" при проведении котировочной сессии (запрос котировок) на поставку, шефмонтаж и пуско-наладочные работы универсальной напольной двухзонной электромеханической машины (389202) (N извещения: 31401316356) (далее - котировочная сессия, закупка).
25.07.2014 года от ООО "Импульс" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей ООО "Импульс".
Содержание жалобы Заявителя:
По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении закупки была нарушена часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в части неразмещения на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. протокола результатов рассмотрения поступивших заявок от участников. Так, ООО "Импульс" подало заявку на участие в котировочной сессии, однако, в протоколе N 14/29/13 от 17.07.2014 года, размещенном на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru., отсутствует информация о поступившей от ООО "Импульс" заявке.
Также Заявитель считает, что поскольку Заказчиком не была рассмотрена заявка ООО "Импульс", то Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в частности Заказчиком нарушен порядок определения победителя закупки.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика письменно и устно пояснил, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласен, считает жалобу необоснованной по доводам, изложенным в письменных пояснениях на жалобу N 35-13/53 от 28.07.2014 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Импульс", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Протоколом заседания Совета директоров ОАО "НПО "Ижмаш" от 28.09.2012 года утверждено Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Ижмаш" (редакция N 2) (далее - Положение ОАО "Концерн "Калашников") и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. 04.02.2013 года.
Решением единственного акционера от 23.05.2013 года N 122-Р ОАО "НПО "Ижмаш" было переименовано в ОАО "Концерн "Калашников".
10.10.2013 года решением Совета директоров ОАО "Концерн "Калашников" в Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Ижмаш" были внесены изменения, в том числе в части переименовании хозяйствующего субъекта ОАО "НПО "Ижмаш" в ОАО "Концерн "Калашников".
04 июля 2014 года ОАО "Концерн "Калашников" на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении котировочной сессии (запрос котировок) на право заключить договор на поставку, шефмонтаж и пуско-наладочные работы универсальной напольной двухзонной электромеханической машины (389202) (N извещения: 31401316356). Начальная (максимальная) цена установлена в размере 1 526 000 рублей.
1. Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно подпункту 2 пункта 9 Извещения о проведении котировочной сессии (далее - Извещение) котировочная заявка подается участником котировочной сессии на сайт www.b2b-center.ru. в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, установленного Заказчиком образца в течение периода времени, указанного в настоящем Извещении о проведении Котировочной сессии. Заявки принимались в период с 04.07.2014 года по 10.07.2014 года.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте www.b2b-center.ru. на участие в закупке (389202) поступило 2 заявки от участников:
- ООО "Импульс" с ценовым предложением - 1 290 000 рублей, дата поступления заявки 10.07.2014 года в 12:02;
- ООО "Тестсистемы" с ценовым предложением - 1 525 000 рублей, дата поступления заявки 10.07.2014 года в 12:05.
Подведение итогов котировочной сессии состоялось 15.07.2014 года.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно протоколу N 14/29/13 от 17.07.2014 года (размещен 18.07.2014 года) "Утверждение результатов котировочной сессии (запроса котировок)" на участие в закупке поступили 2 заявки от участников - ООО "Тестсистемы", ЗАО "НФ ПРАКТИК". Рассмотрев поступившие заявки, комиссией было принято решение заявки ООО "Тестсистемы", ЗАО "НФ ПРАКТИК" отклонить. Также, комиссией было принято решение на основании пункта 7 части 3 статьи 27 Положения ОАО "Концерн "Калашников" подготовить и согласовать в установленном порядке документацию на закупку универсальной напольной двухзонной электромеханической машины у единственного поставщика.
Таким образом, протокол N 14/29/13 от 17.07.2014 года не содержит сведений о заявке участника ООО "Импульс", а также о том, что заявка указанного участника была рассмотрена и оценена.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что по технической ошибке в протоколе N 14/29/13 от 17.07.2014 года были указаны сведения о юридическом лице - ЗАО "НФ "Практик", не являющимся участником проведенной закупки, а сведения об участнике ООО "Импульс" ошибочно указаны не были. Вместе с тем, Заказчиком заявка участника ООО "Импульс" была рассмотрена и отклонена, как не соответствующая требованиям документации закупки. 23.07.2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. Заказчиком размещена актуальная версия протокола N 14/29/13 от 17.07.2014 года, где указанные технические ошибки были полностью устранены, при этом основания для отклонения заявки ООО "Импульс" остались без изменения ("участником вместо копии действующих свидетельств об учреждении типа средств измерения; описания типа средств измерений, утвержденное ФА по техническому регулированию и метрологии, а также копии методик проверок, приложена выписка из паспорта").
В материалы настоящего дела ОАО "Концерн "Калашников" представило копию протокола N 14/29/13 от 17.07.2014 года (новая редакция), который содержал сведения о всех участниках, подавших заявки - ООО "Тестсистемы", ООО "Импульс".
Вместе с тем, Комиссией Удмуртского УФАС России был проведен осмотр сайта www.zakupki.gov.ru., в ходе которого было установлено, что на момент рассмотрения в Удмуртском УФАС России (30 и 31 июля 2014 года) настоящей жалобы Заказчиком протокол N 14/29/13 от 17.07.2014 года в новой редакции, с указанием всех участников - ООО "Тестсистемы", ООО "Импульс" размещен не был.
Представитель Заказчика пояснил, что указанный протокол в новой редакции ОАО "Концерн "Калашников" разместило 23.07.2014 года, однако по независящим от ОАО "Концерн "Калашников" причинам указанный протокол в общем доступе на сайте www.zakupki.gov.ru. не отображается. При этом, в личном кабинете Заказчика на сайте www.zakupki.gov.ru. указанный протокол отображается, о чем свидетельствуют скриншоты страниц, представленные в материалы дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Отсутствие протокола N 14/29/13 от 17.07.2014 года в новой редакции на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. не отвечает принципу информационной открытости закупки, поскольку участники закупки, в частности Заявитель, не смог ознакомиться с результатами проведенной закупки.
Оценив представленные ОАО "Концерн "Калашников" документы, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении ОАО "Концерн "Калашников" пункта 1 части 1 статьи 3, частей 5, 12 статьи 4 Закона о закупках, в части неразмещения в установленные Законом о закупках сроки протокола N 14/29/13 от 17.07.2014 года в новой редакции, содержащего сведения о всех поступивших и рассмотренных заявках на участие в закупке, а также сведения, предусмотренные частью 5 статьи 26 Положения ОАО "Концерн "Калашников", в связи с чем жалоба Заявителя в этой части является обоснованной.
Вместе с тем, на обозрение Комиссии Удмуртского УФАС России были представлены заявки участников ООО "Тестсистемы", ООО "Импульс".
Рассмотрев заявку ООО "Импульс" Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в заявке отсутствуют следующие документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 Извещения: копии действующих свидетельств об утверждении типа средств измерения; описание типа средств измерений, утвержденное ФА по техническому регулированию и метрологии, а также копии методик поверки.
Согласно части 3 статьи 26 Положения ОАО "Концерн "Калашников" комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении и в документации о проведении котировочной сессии, или в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации о проведении котировочной сессии.
Учитывая изложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о правомерности действия Заказчика в части отклонения заявки ООО "Импульс" от участия в закупке по причине несоответствия заявки требованиям, установленным в Извещении.
2. В соответствии с пунктом 11.5 Извещения для подтверждения квалификационных требований Участник на момент подачи котировочной заявки должен приложить следующие документы, в том числе:
- Уведомление из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о регистрации Поставщика в реестре уведомлений по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (далее - Правила предоставления уведомлений).
Согласно пункту 1 Правил предоставления уведомлений, Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявитель) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению N 1 (пункт 2 Правил предоставления уведомлений).
Производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений включено в перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предоставляется уведомление.
Таким образом, Заказчиком были предъявлены требования к участнику закупки о том, что он должен являться производителем эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений и состоять в Реестре уведомлений о начале деятельности по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России, установление в Извещении требования к участникам закупки о наличии у последних статуса производителя товара, являющегося предметом закупки, предоставляет необоснованные преимущественные условия участия в закупке отдельным хозяйствующим субъектам, поскольку участники, отвечающие всем требованиям Извещения, но не имеющие указанных статусов лишены возможности принять участие в закупке, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и, что запрещено в силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, Закона о защите конкуренции.
Наличие указанного статуса поставщика продукции, являющейся предметом котировочной сессии, не свидетельствует о том, что участник будет добросовестно исполнять условия договора.
Кроме того, согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, Закон о закупках допускает в качестве участников - юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Поскольку Правила предоставления уведомлений устанавливают порядок представления уведомлений только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, исключая физических лиц, то установление требования о том, что участником закупки может быть только производитель товара, противоречит требованиям части 5 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая установленные обстоятельства, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 5 статьи 3 Закона о закупках в части установления в Извещении требования к участникам о предоставлении в составе заявки уведомления из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о регистрации Поставщика в реестре уведомлений по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, что в целом является нарушением антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
В связи с установлением в действиях Заказчика - ОАО "Концерн "Калашников" нарушений, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Заявителя, неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.
Руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "ОСП-Сервис" на действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Удмуртэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов филиала "Удмуртэнерго" для нужд филиала "Удмуртэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (41651) (N извещения: 31401468203) обоснованной.
2. Признать ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Удмуртэнерго" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления в конкурсной документации требования к участникам о:
3. Признать ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Удмуртэнерго" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 8.1.9.11 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Центра и Приволжья", в части неуказания в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
4. Признать ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Удмуртэнерго" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части неуказания в конкурсной документации формы, сроков и порядка оплаты товара.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Настоящее решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 31 июля 2014 г. N ТГ 08-02/2014-122 Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016