Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 1 августа 2014 г. N 1-00-1072/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "СТУДИЯ АРТУРА МАТВЕЕВА" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Галс-Девелопмент" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на модернизацию текущего сайта hals-development.ru (реестровый N 31401294566) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке;
в размещении итогового протокола с нарушением срока.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках Заказчика утверждено решением совета директоров Заказчика, протокол от 28.12.2012 N 9 (далее - Положение о закупке).
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru/223 (далее - Официальный сайт) 27.06.2014 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 04.07.2014. Подведение итогов - 07.07.2014.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии 3-го состава от 07.07.2014 N 449.2 Заявителю отказано в допуске к участию в Закупке по причине несоответствия документации о закупке (участник создан 14.05.2014). Также по данному основанию отклонен участник ООО "Микс Инвест" (участник создан 25.10.2013).
В соответствии с пунктом 7.4.4 Положения о закупке непредоставление или предоставление не в полном объеме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок служит основанием для отстранения от дальнейшего участия в закупке.
Согласно подпункту "з" пункта 10 Закупочной документации требованием к правоспособности участника закупки является в том числе, что участник должен быть создан не позднее, чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
На заседании Комиссия установила, что требование Закупочной документации о том, что участник должен быть создан не позднее, чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в Закупке необоснованно Заказчиком, что приводит к неправомерному ограничению участников Закупки. В допуске к участию в Закупке по причине несоответствия участника данному требованию Закупочной документации отказано двум участникам из четырех - ООО "СТУДИЯ АРТУРА МАТВЕЕВА", ООО "Микс Инвест".
Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлено требование о дате создания участника не позднее, чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в Закупке, которое приводит к необоснованному ограничению количеству участников, к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и, как следствие, к неправомерному отклонению заявки Заявителя от участия в Закупке.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
На заседании Комиссия установила, что протокол заседания закупочной комиссии 3-го состава от 07.07.2014 N 449.2 утвержден Заказчиком 15.07.2014 и размещен на Официальном сайте 15.07.2014, что не нарушает требование части 12 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 12 Закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:
- Сроки проведения работ
- Опыт выполнения аналогичных работ (в рублях - Форма 3)
- Срок существования организации (лет)
- Величина требуемого аванса
- Стоимость работ.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок в Закупочной документации отсутствует, значимость критериев не указана в Закупочной документации, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов участников и значимости критериев оценки не свидетельствует о том, что такие критерии и правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах, содержания и значимости критериев оценки заявок в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов и значимости критериев доступных для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии представлен договор от 15.07.2014 N Р-08-0714, заключенный по результатам Закупки.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в Закупке, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как по результатам Закупки заключен договор.
Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2014 г. N 1-00-1072/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016