Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 153-15-12 (опубликовано 29 октября 2012 г.)
|
|
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района ул. Советская, 2, п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000
Муниципальное учреждение "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" ул. Советская, 2, п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000
ООО "СибСтройПроект" ул. Молокова, 17, оф. 2, г. Красноярск, Красноярский край, 660135
|
РЕШЕНИЕ
"17" октября 2012 года по делу N 153-15-12
|
г. Красноярск |
Резолютивная часть решения оглашена лицам, участвующим в деле, на заседании Комиссии 5 октября 2012 года, в полном объеме решение изготовлено 17 октября 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии: - Денк В.А. - начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля рассмотрела дело N 153-15-12, возбужденное в отношении муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2), Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района (648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции").
Рассмотрение дела N 153-15-12 определением об отложении от 06.06.2012 откладывалось на основании ходатайства муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края".
4 июля 2012 года рассмотрение дела N 153-15-12 определением об отложении откладывалось в связи с отсутствием информации о надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения.
В деле объявлялось два последующих перерыва (02.08.2012 и 09.08.2012) с целью получения от муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" и Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района информации, запрошенной определением о назначении дела N 153-15-12 от 15.05.2012 к рассмотрению.
После перерыва дело N 153-15-12 рассмотрено с участием представителя муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" <> на основании доверенности от 15.05.2012 N 07.
В рамках заседания Комиссии 16.08.2012 <> заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела N 153-15-12 с целью предоставления дополнительной информации (печатное издание, в котором были размещены сведения о намерении МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" заключить контракт на выполнение инструментального наблюдения за деформациями в строительных конструкциях здания МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа").
Рассмотрение дела N 153-15-12 определением об отложении от 16.08.2012 откладывалось на основании ходатайства муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края".
2 октября 2012 в деле объявлялся перерыв с целью получения от муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" информации, запрошенной определением об отложении рассмотрения дела N 153-15-12 от 16.08.2012.
5 октября 2012 года дело N 153-15-12 рассмотрено с участием представителя муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" <> на основании доверенности от 15.05.2012 N 07.
ООО "СибСтройПроект" Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих полномочных представителей на заседание Комиссии не обеспечили.
С учетом имеющихся в материалах дела документальных доказательств Комиссия в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О защите конкуренции" признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭВРИ", Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района.
При этом в рамках рассмотрения дела N 153-15-12 управлением у ответчиков была запрошена информация, которая не была представлена, а именно:
Муниципальному учреждению "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" надлежало представить:
- письменные пояснения о причинах, по которым в качестве подрядчика выбрано ООО "СибСтройПроект";
- источник информации (печатное издание, сайт, иное), в котором были размещены сведения о намерении МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" заключить контракт на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа";
- письменные пояснения о том, проведены ли работы по капитальному ремонту, реконструкции, противоаварийные мероприятия, иные работы (услуги) на объекте - МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" после исполнения обязательств по контракту от 14.09.2011 N 58 на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа", указать лиц, проводивших такие работы (услуги), и основания;
- контракты, договоры, иные документы, подтверждающие проведение работ по капитальному ремонту, реконструкции, противоаварийные мероприятия, иных работ (услуг) на объекте - МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" после исполнения обязательств по контракту от 14.09.2011 N 58 на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа";
- протоколы комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района или иных комиссий о введении режима чрезвычайной ситуации в связи с состоянием МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа", принятые до 14.09.2011;
- перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Эвенкийского муниципального района аналогичную деятельности ООО "СибСтройПроект".
Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района надлежало представить:
- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
- сведения о чрезвычайных ситуациях, зарегистрированных в п. Тура в период 2011 года, которые повлекли необходимость заключения муниципального контракта N 58 от 14.09.2011 между МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" и ООО "СибСтройПроект" (с приложением документов Главного управления МЧС России по Красноярскому краю о наличии чрезвычайных ситуациях).
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Красноярским УФАС России на запрос (исх. N 1967 от 14.02.2012) получена информация от управления муниципального заказа администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (вх. 3523 от 11.03.2012). В рамках анализа полученной информации выявлены следующие факты.
Между МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" и ООО "СибСтройПроект" заключен муниципальный контракт от 14.09.2011 N 58 на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" (Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п.г.т. Тура, ул. Увачана, 7) без проведения торгов.
В качестве основания, по которому заключен муниципальный контракт от 14.09.2011 N 58, указаны обстоятельства непреодолимой силы, предусмотренные пунктом 6 статьи 55 Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94).
Согласно частям 2, 4 статьи 10 Федерального закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.
Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение на товарных биржах), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных Федеральным законом N 94.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона N 94 заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и квалификация которых соответствует предъявленным требованиям.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установлен Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2006 N 261-р. В случае если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с общим правилом статьи 10 Федерального закона N 94. При этом, если потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, возникла вследствие непреодолимой силы и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.
В качестве обоснования заключения муниципального контракта от 14.09.2011 N 58, указывается решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района (Протокол N 16 от 13.09.2011).
На повестке дня обсуждался вопрос ограничения в эксплуатации здания МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа", по результатам оценки надежности несущих строительных конструкций здания. По итогам заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района принято решение о заключении МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" с ООО "СибСтройПроект" муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа".
Вместе с тем, Красноярским УФАС России установлено, что потребность в работах на объекте МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" (проведение капитального ремонта) носила долгосрочный плановый и инвестиционный характер и возникла не вследствие непреодолимой силы.
В связи с выявлением в действиях Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, связанных с принятием решения (Протокол N 16 от 13.09.2011) заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" без проведения торгов, и заключением муниципальным учреждением "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" муниципального контракта N 58 от 14.09.2011 без проведения торгов, на основании Приказа от 15.05.2012 N 280 возбуждено дело N 153-15-12.
Исследовав представленные материалы, Комиссия установила следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
В период 2009-2012 годов планировались работы на объекте МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа".
Так, на основании решения Эвенкийского районного Совета депутатов от 18.12.2010 N 2-826-14 в период 2009-2012 годов были запланированы мероприятия по районной программе "Безопасность образовательных учреждений ЭМР", постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района от 18.02.2011 N 108-п утверждена Долгосрочная целевая программа "Безопасность образовательных учреждений Эвенкии на 2011-2013 годы" (распространяет действие с 01.01.2011). В соответствии с данными программами планировалось на объекте МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" произвести инструментальное обследование зданий образовательных учреждений и разработку проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ.
После проведения ООО "ЭВРИ" в рамках муниципального контракта от 20.04.2011 N 22 инструментального обследование зданий образовательных учреждений и разработку проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ 14.09.2011 Департаментом капитального строительства без проведения торгов заключен муниципальный контракт N 58 на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа". Работы по муниципальному контракту должны быть начаты с момента подписания контракта и сданы по акту сдачи-приемки проектной продукции 10.12.2011. Стоимость работ по контракту N 58 составила 1932624, 80 руб. (источник финансирования - резервный фонд администрации Эвенкийского муниципального района).
Правовое положение Департамента капитального строительства закреплено в Положении, утвержденном Решением Районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района от 22.12.2005 N 34-3 (в редакции, действовавшей на момент заключения муниципального контракта от 14.09.2011 N 58). В соответствии с данным положением Департамент является органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, входит в структуру администрации Эвенкийского муниципального района, является муниципальным учреждением, финансируемым за счет бюджета района.
Департамент обеспечивает проведение политики района в области капитального строительства, в связи с чем на него возлагается осуществление следующих задач и функций:
- формирование и реализация политики в сфере капитального строительства (п. 2.1.1);
- обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Красноярского края и нормативных правовых актов Эвенкийского муниципального района в сфере капитального строительства (п. 2.1.2.);
- обеспечение выполнения заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки в соответствии с нормами продолжительности проектирования и строительства (п. 2.1.3);
- повышение эффективности капитальных вложений, а также сокращение продолжительности инвестиционного цикла (п. 2.1.4);
- организация и реализация основных направлений политики в области архитектуры и градостроительства (п. 2.1.6);
- осуществление функций заказчика-застройщика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (2.1.8).
В соответствии с пунктом 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 N 794 (далее - Положение), на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) координационным органом единой системы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
В силу пункта 8 названного Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
В соответствии с Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, утвержденным решением районного Совета депутатов ЭМР от 15.03.2007 N 177-8 (далее - Положение), Комиссия является координирующим органом единой системы противопожарной пропаганды и осуществления своевременных и эффективных мер по предупреждению и профилактике возможных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункту 3.2 Положения к основным задачам Комиссии отнесены в том числе: обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления ЭМР при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС.
В силу пункта 3.5 Положения Комиссия вправе в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для выполнения предприятиями, организациями, учреждениями ЭМР.
Представитель МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" письменно пояснила, что в действиях департамента отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренный статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку муниципальный контракт заключен в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94. Представитель ответчика ссылается на протокол заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района от 13.09.2011 N 16, согласно которому Департаменту капитального строительства было поручено заключить муниципальный контракт без проведения торгов. Пояснений о причинах выбора в качестве подрядчика коммерческой организации ООО "СибСтройПроект" не представлено.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Анализ имеющихся в материалах дела N 153-15-12 документов свидетельствует о том, что техническое состояние школы требовало проведения капитального ремонта МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа".
Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает принцип государственной защиты детства, в связи с чем к образовательным учреждениям предъявляются особые законодательные требования в части соблюдения строительных норм и правил, санитарных норм, норм охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты их от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений и прочие. В частности, в статье 51 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" указано, что образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и воспитанников.
В Уставе МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" предусмотрено, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников школы во время образовательного процесса, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
Таким образом, разработка проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" было вызвано необходимостью обеспечения вышеуказанных гарантий охраны здоровья и безопасности детей во время прохождения процесса обучения.
Полномочия и компетенция органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Так, муниципальные образования в целом наделяются по отношению к муниципальной собственности правомочиями владения, пользования и распоряжения (п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочием формировать и размещать муниципальный заказ (статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов регулируются Федеральным законом N 94 (статья 1).
Согласно статье 2 Федерального закона N 94-ФЗ законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, услуг для муниципальных нужд относится согласно статье 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям.
При этом использование бюджетных средств должно осуществляться с соблюдением принципа результативности и эффективности, который означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34 БК РФ).
В соответствии пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Положениями статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, согласно частям 2, 4 статьи 10 Федерального закона N 94-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Таким образом, Департамент капитального строительства обязан был заключить муниципальный контракт в рамках процедуры торгов.
В рассматриваемом случае в результате заключения между Департаментом капитального строительства и ООО "СибСтройПроект" муниципального контракта общество, целью которого является извлечение коммерческой выгоды, получило муниципальный контракт по максимально возможной цене (цене определенной в сметных расчетах) без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены муниципального контракта. Тем самым хозяйствующий субъект был поставлен в неравное преимущественное положение с любым другим хозяйствующим субъектов, имеющим желание выполнять работы.
Заключение муниципального контракта без проведения торгов исключило какую-либо конкуренцию, другие хозяйствующие субъекты не имели возможности предложить более низкую цену муниципального контракта. Более того заключение муниципального контракта исключило проведение процедуры рассмотрения аукционных заявок, в рамках которой определяется соответствие участников размещения заказа - лиц, претендующих на заключение муниципального контракта, требованиям, которые предъявляются к ним законодательством.
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона N 94 установлены требования и условия допуска хозяйствующих субъектов к торгам. При этом помимо обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ, к участникам размещения заказа могут предъявляться дополнительные требования.
Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований, обосновывающих правомерность заключения Департаментом капитального строительства муниципального контракта с ООО "СибСтройПроект" без проведения публичных процедур вследствие непреодолимой силы. В частности:
Комиссия приходит к выводу о том, что наличие обстоятельств непреодолимой силы на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94, на которое ссылается ответчик, не соответствует правовым и фактическим обстоятельствам дела.
В целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик в соответствии со статьей 48 Федерального закона N 94 вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения таких последствий.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, устанавливается Правительством РФ.
В случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов должно осуществляться в соответствии с общей нормой статьи 10 Федерального закона N 94, то есть заказчик обязан принять решение о том способе размещения заказа, который предписан данным законом.
Применение такого способа, предусмотренного в пункте 6 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94, как размещение заказа у единственного поставщика, допустимо, если потребность в работах, товарах, услугах возникла вследствие непреодолимой силы, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени.
Материалами дела установлено, что потребность в проведении капитального ремонта МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" возникла в 2009 году. Данная потребность нашла отражение в районной программе на 2009-2012 годы "Безопасность образовательных учреждений ЭМР", утвержденной решением Эвенкийского районного Совета депутатов от 18.12.2010 N 2-826-14, районной программе "Безопасность образовательных учреждений Эвенкии на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением администрации Эвенкийского муниципального района от 18.02.2011 N 108-п. Кроме того, ООО "ЭВРИ" в апреле 2011 году была проведена оценка надежности несущих строительных конструкций здания МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа". По результатам данной оценки возникла необходимость в ограничении эксплуатации здания.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 94 под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.
Разработка проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" была обеспечена за счет бюджета Эвенкийского муниципального района. Таким образом, такая потребность носила плановый и целевой характер.
2. Не состоятельными признает Комиссия также доводы ответчиков о том, что в соответствии с протоколом заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района (далее - комиссия по ЧС) N 16 от 13.09.2011 расходование бюджетных средств было предписано производить без проведения торгов.
Во-первых, указанное решение комиссии по ЧС в силу требований Федерального закона N 131-ФЗ, Устава Эвенкийского муниципального района не является нормативным или иным правовым актом органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района.
Во-вторых, в этой связи и в соответствии со статьями 3, 6 и 72 БК РФ данное решение комиссии по ЧС не может изменять порядок бюджетного финансирования работ по обследованию и проектированию ремонта школы.
Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" комиссия по ЧС является органом единой системы на местном уровне. Основные задачи комиссии по ЧС определены в пункте 9 данного постановления. Выбор способа размещения заказа не входит в компетенцию комиссии по ЧС. В связи с этим решение комиссии по ЧС оформленное протоколом N 6 от 07.04.2011, не может являться законным основанием для заключения департаментом капитального строительства муниципального контракта без проведения торгов.
Таким образом, ни одно из определенных в пункте 6 части 2 статьи 55 Федерального закона необходимых условий для размещения муниципального заказа у единственного поставщика, не было соблюдено:
потребность департамента капитального строительства в разработке проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа", возникла не в следствие непреодолимой силы;
проведение ремонтных работ на объекте МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" планировалось начиная с 2009 года;
муниципальный контракт от 14.09.2011 N 58 не был заключен в сроки, которые позволили бы избежать затраты времени, необходимые для проведения аукциона.
Свобода экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и услуг гарантируется в соответствии со статьей 8 Конституции РФ. Ограничение прав и свобод согласно статье 55 Конституции РФ возможно только федеральным законом. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Данная конституционная гарантия нашла дальнейшую реализацию и в статье 1 ГК РФ, согласно которой товары, работы и услуги свободно перемещаются на территории России. Целям обеспечения единства экономического пространства служат положения Федерального закона N 94 (статья 1), равно как и нормы Федерального закона "О защите конкуренции" (статья 1).
Все требования, предъявляемые Федеральным законом N 94 к участникам размещения муниципального заказа, призваны обеспечить защиту интересов муниципального заказчика, а в конченом счете муниципального образования и местного населения, от недобросовестных действий подрядчиков, сократить риски, связанные с неисполнением муниципальных контрактов. Публичная процедура торгов, без проведения которой между Департаментом капитального строительства и ООО "СибСтройПроект" был заключен муниципальный контракт от 14.09.2011 N 58, призвана решить поставленные задачи выбора лучшего подрядчика и эффективного использования бюджетных средств.
Данная задача решается путем обеспечения реальной и добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами за право доступа к выполнению работ по инструментальному обследованию инженерно-геологических изысканий и разработку проектно-сметной документации для проведения ремонта. Под конкуренцией согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" приведены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании перечисленных обстоятельств Комиссия установила, что в результате заключения муниципального контракта от 14.09.2011 N 58 ООО "СибСтройПроект", целью деятельности которого является извлечение коммерческой выгоды, имело заинтересованность и получило доступ к разработке проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" по максимально возможной цене (цене определенной в сметных расчетах) без участия в какой-либо конкуренции, без подачи предложений о снижении цены муниципального контракта, тем самым было поставлено в неравное преимущественное положение с любым другим хозяйствующим субъектом, имеющим желание произвести данные работы. Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, работы, услуги. Данные обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции.
Департамент капитального строительства в результате заключения муниципального контракта от 14.09.2011 N 58 с ООО "СибСтройПроект" не обеспечил контроль за эффективностью капитальных вложений, проявил субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечил равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка.
Заключение муниципального контракта без проведения торгов исключило какую-либо конкуренцию, другие хозяйствующие субъекты не имели возможности сделать свои предложения относительно предмета муниципального контракта. Более того заключение муниципального контракта исключило проведение процедуры рассмотрения заявок, в рамках которой определяется соответствие участников размещения заказа - лиц, претендующих на заключение муниципального контракта, требованиям, которые предъявляются к ним законодательством.
Тем самым, цели эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, установленные законодательством о размещении заказов, не достигнуты.
Муниципальный контракт от 14.09.2011 N 58 между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом предполагает обеспечение доступа ООО "СибСтройПроект" к выполнению работ по разработке проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" вне конкуренции, и привело к недопущению конкуренции путем не проведения торгов, чем ограничен доступ иных хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, что противоречит положениям части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в действиях:
МУ "Департамент капитального строительства администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края", выразившихся в заключении муниципального контракта от 14.09.2011 N 58 на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа";
Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, выразившихся в принятии решения (Протокол N 16 от 13.09.2011) заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" без проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье пункту 3 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:
а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;
г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В связи с тем, что действия МУ "Департамент капитального строительства администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" совершены в определенный временной период, имеют оконченный характер, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Одновременно с указанным, решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, оформленное Протоколом N 16 от 13.09.2011 заключить муниципальный контракт на выполнение инструментального наблюдения за деформациями в строительных конструкциях здания МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" без проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", является действующим. В связи с этим Комиссия считает необходимым выдать предписание Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, с этой целью до 26.11.2012 внести в Протокол N 16 от 13.09.2011 изменения, путем отмены резолютивной части 1 Протокола.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать в действиях МУ "Департамент капитального строительства администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края", выразившихся в заключении муниципального контракта от 14.09.2011 N 58 на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа", нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Признать в действиях Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, выразившихся в принятии решения (Протокол N 16 от 13.09.2011) заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа" без проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. Выдать Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, с этой целью отменить Протокол в части распоряжения о финансировании ООО "СибСтройПроект", возложении обязанности по разработке проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены комиссии
|
В.А. Денк
Н.О. Высотина
|
|
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района
ул. Советская, 2, п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 153-15-12 ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ АКТА, НАРУШАЮЩЕГО АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
"17" октября 2012 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии - Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17.10.2012 по делу N 153-15-12 о нарушении муниципальным учреждением "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2), Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района (648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") предписывает:
Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района в срок до 26 ноября 2012 года внести в Протокол N 16 от 13.09.2011 изменения, путем отмены Протокола в части распоряжения о финансировании ООО "СИБСТРОЙПРОЕКТ", возложении обязанности по разработке проектно-сметной документации на первую очередь противоаварийных мероприятий по зданию МОУ "Туринская средняя общеобразовательная школа".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии В.А. Денк
Н.О. Высотина
153-15-11_reshenie_i_predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 153-15-12 (опубликовано 29 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016