Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
N 02-06-07-2015 (опубликовано 1 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения г. Чита
объявлена 31 марта 2015 года,
решение в полном объеме
изготовлено 1 апреля 2015 года
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления;
члены Комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
в присутствии:
представителя Ответчика,
рассмотрев дело N 7 по признакам нарушения Ответчиком части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе); установила:
В Забайкальское УФАС России поступило заявление о распространении рекламы пива компании "Читинские ключи", <_>
В ходе рассмотрения указанного заявления Забайкальским УФАС России установлено, что <_> опубликована статья "Насмешка над кризисом, или или в баню!".
В указанной статье содержится следующая информация: <_>
Также, в данной статье содержится <_>
В соответствии с пунктом 1 статьи Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
К рекламе относятся публикации в СМИ и сети "Интернет" различных информационных материалов (статей, интервью и т.п.), которые имеют целью привлечение внимания к организации и ее деятельности, к тем товарам (работам, услугам), которые она производит и (или) реализует и адресованная неопределенному кругу лиц.
В соответствии со свидетельством о регистрации <_> является периодическим печатным изданием, газетой.
Таким, образом, указанная выше информация, соответствует понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пиву производства "Читинские ключи" и акции "Читинские ключи" по продаже пива, и способствует продвижению обозначенных товаров на рынке.
Объектом рекламирования в данном случае является пиво производства "Читинские ключи" и акция "Читинские ключи" по продаже пива.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Указанная выше реклама содержит признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Определением от 17 февраля 2015 года Забайкальским УФАС России возбуждено дело N 7 в отношении Ответчиком.
Представителем Ответчика, представлены письменные пояснения, из которых следует, что указанная выше статья была опубликована по личной инициативе автора, носит информационный характер и не имела цели рекламирования продукции компании "Читинские ключи".
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше статья содержит изображение средства индивидуализации продукции компании "Читинские ключи", а также адреса магазинов, где возможно приобрести продукцию компании "Читинские ключи".
Кроме того, Комиссией Забайкальского УФАС России, при изучении интернет сайта компании "Читинские ключи" (http://kluchichita.com/catolog/beer.html/), установлено, что изображение используемое в статье, <_> аналогично изображению, используемому на этикетке продукции ЗАО "Читинские ключи, а именно пива производства компании "Читинские ключи" - "Двойное золотое".
Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
Таким, образом, указанная выше статья отвечает всем признакам рекламы, обозначенным в Законе о рекламе.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ, с 1 июля 2012 года, "пиво и напитки, изготавливаемые на его основе" приравнены к алкогольной продукции. Так, в соответствии с частью 7 статьи 2 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Указанная выше реклама, <_> не содержит предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, тем самым, нарушая требования, установленные частью 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Таким образом, реклама, <_> нарушает требования, установленные частью 3 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Закона о рекламе несет реламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с представленными пояснениями Ответчика объект рекламирования был определен сотрудником <_>
Согласно выходным данным <_> учредителем и издателем газеты Ответчик.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем является Ответчик.
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив имеющиеся материалы дела, пришла к выводу, что Ответчик, являясь рекламодателем и рекламораспостранителем указанной выше рекламы, имел возможность для соблюдения требований части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива компании "Читинские ключи" и акции проводимой компанией "Читинские ключи", размещенную в статье "Насмешка над кризисом, или или в баню!" <_> поскольку она нарушает требования установленные частью 3 статьи 21 Закона о рекламе.
2. Признать Ответчика <_> нарушившим требования, установленные частью 3 статьи 21 Закона о рекламе.
4. Выдать Ответчику предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 02-06-07-2015 (опубликовано 1 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016