Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 31 октября 2012 г. N 06-10.1/63-2012
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/63-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Газета Метро - Омск" (далее - ООО "Газета Метро - Омск") рекламы бальзама "Ореховый" в газете "Metro Омск" N 21 от 10 октября 2012 года, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие законного представителя ООО "Газета Метро - Омск" (ОГРН 1125543001759, ИНН 5503232832, местонахождение: ул. Тарская, 13А, г. Омск, 644043), извещенного надлежащим образом,
в присутствии представителя <_> (доверенность от 24.10.2012) установила:
1. В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете "Metro Омск" N 21 от 10 октября 2012 года на странице 5 рекламы бальзама "Ореховый" (статья "Бальзам "Ореховый" не упустите время_").
В указанной рекламной статье рассказывается о лечебных свойствах продукта, о его применении при лечении многочисленных заболеваний:
"Именно этот "царский" бальзам подарила людям легендарная Панацея, способная исцелить любое заболевание";
"Бальзам этот "царский" - и омолаживает (минус 10 лет долой!), и кровь очищает, и не только излечиться поможет, но вновь занедужить не даст";
"И готов он, "царский" бальзам от гипотиреоза, туберкулеза, простатита, гепатита, псориаза, эпилепсии и всех прочих "неизлечимых" заболеваний. Вот и получается, что природный эликсир здоровья способен заменить целый аптечный киоск".
Кроме того, в рекламной статье приведены письма потребителей, которые рассказывают о болезнях (диабет, простатит, экзема, гипертония, радикулит, астма и др.), от которых излечились в результате применения бальзама "Ореховый".
"Наловчился бальзамом "Ореховым" лечить гипертонию, радикулит и всякие холерины, что даже сам прихожу в восторг: утром начну, а к вечеру уж готово!" (Гильманов В.Г., г.Уфа).
"Я страдала хронической астмой_прошло полгода. Все это время я пользовалась бальзамом и подобного облегчения я никогда не испытывала. Я справилась со своей астмой, я поправила здоровье, как и мечтать не могла." (Николаенко М.С., г.Омск).
"Диабет убивал меня. В крови критический уровень холестерина, поджелудочная почти не функционировала. А сейчас никак не вспомню, когда у меня последний раз была хотя бы изжога. Но самое невероятное то, что я избавился от диабета. И должен добавить, что исцеление наступило не благодаря лекарствам, а благодаря естественному средству бальзаму "Ореховый" (Железнов В.Д., г.Кисилевск).
2. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Информация, указанная в рекламе бальзама "Ореховый", не может быть признана достоверной, так как сведения о его потребительских (лечебных) свойствах не могут быть подтверждены медицинскими исследованиями.
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В указанной рекламе бальзама "Ореховый" приводится информация, создающая впечатление о том, что бальзам обладает лечебными свойствами.
Вместе с тем, бальзам "Ореховый" не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства.
Анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов потребителей позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемому продукту именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Таким образом, реклама бальзама "Ореховый", распространенная в газете "Metro Омск" N 21 от 10 октября 2012 года, нарушает требования пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
По информации ООО "Газета Метро-Омск", согласно договору N 33 от 27.07.2012 на оказание услуг по размещению рекламных сообщений, рекламодателем рекламы бальзама "Ореховый" является физическое лицо <_> (Пермский край).
Вместе с тем, нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение как рекламодателем, так и рекламораспространителем.
Согласно выходным данным, издателем газеты "Metro Омск" (свидетельство о регистрации ПИ N ТУ55-00330 от 15 февраля 2012 года выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области) является ООО "Газета Метро-Омск", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, ООО "Газета Метро-Омск" как рекламораспространитель может прекратить распространение ненадлежащей рекламы, содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу бальзама "Ореховый", распространенную ООО "Газета Метро - Омск" в газете "Metro Омск" N 21 от 10 октября 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Газета Метро - Омск" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Учитывая, что в силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель, у Омского УФАС России отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении ответственность по части 1статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителя ООО "Газета Метро - Омск".
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/63-2012
31 октября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 31.10.2012 по делу N 06-10.1/63-2012 о признании ненадлежащей рекламы бальзама "Ореховый", распространенной в газете "Metro Омск" N 21 от 10 октября 2012 года, нарушающей требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Газета Метро - Омск" (ОГРН 1125543001759, ИНН 5503232832, местонахождение: ул. Тарская, 13А, г. Омск, 644043) в срок до 20 ноября 2012 года прекратить нарушение пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы бальзама "Ореховый", содержащей не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах, а также указание на лечебные свойства объекта рекламирования.
2. ООО "Газета Метро - Омск" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 22 ноября 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 октября 2012 г. N 06-10.1/63-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016