Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 17 марта 2015 г. N 05-01/01-15/Р3
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_> <_> <_> |
рассмотрев дело N 05-01/01-15/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту трансляции в г. Смоленске в эфире радиоканала "Русское радио" о распродаже фланелевых мужских рубашек в магазинах "Спорттовары" и "Заря", в которой отсутствует часть существенной информации об условиях покупки двух рубашек стоимостью по 350 рублей, что тем самым искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), отсутствии <_> (г. Смоленск) - не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя <_> (адрес государственной регистрации: 214018, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 3 ОГРНИП 304673135200352), установила:
в Смоленское УФАС России 12.11.2014 поступило заявление гражданки <_> (далее - Заявитель), в котором сообщается следующее. В конце
октября 2014 года на радио "Русское радио - Смоленск" транслировалась реклама о том, что в ТЦ "Заря" (г. Смоленск, ул. Нахимова, д. 18) и в магазине "Спорттовары" (г. Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 22) проводится акция по распродаже мужских рубашек "Две рубашки по 300 рублей!" (как позже выяснилось, акцию проводил индивидуальный предприниматель <_> ОГРНИП 304673135200352). После посещения ТЦ "Заря" с целью приобретения двух рубашек общей стоимостью 300 рублей выяснилось, что при покупке каждая из двух рубашек стоит 300 рублей. Продавец указала на то, что две рубашки по 300 рублей, с точки зрения русского языка означает, что любая рубашка по 300 рублей, т.е. одна из двух стоит 300 рублей, а соответственно две - 600 рублей. По мнению Заявителя, индивидуальный предприниматель <_> нарушает ее права, как потребителя, прибегая к недобросовестной рекламе, умышленно вводит покупателей в заблуждение. Заявитель просит, в случае выявления нарушений действующего законодательства, принять меры к индивидуальному предпринимателю <_> и запретить трансляцию рекламного ролика на радиоканале "Русское радио" о проведении данной акции.
Должностными лицами Смоленского УФАС России установлено, что в эфире радиоканала "Русское радио" на территории города Смоленска в октябре 2014 года транслировался рекламный ролик следующего содержания:
"Две по 350 вот отличный вариант! В магазинах "Спорттовары" и "Заря" на Нахимова небывалая распродажа фланелевых мужских рубашек. Две по 350 рублей! Стильные теплые мужские рубашки в магазинах "Спорттовары" и "Заря" на Нахимова. Возьмите две по отличной цене!".
Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Таким образом, указанная выше информация, распространяемая в эфире радиоканала "Русское радио" на территории города Смоленска, является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещается в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к распродаже фланелевых мужских рубашек, реализуемых в магазинах "Спорттовары" и "Заря" в городе Смоленске.
Смоленским УФАС России 12.01.2015 в отношении индивидуального предпринимателя <_> было вынесено Определение о возбуждении дела N 05-01/01-15/РЗ по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", в котором рассмотрение дела N 05-01/01-15/РЗ было назначено на 05.02.2015. На рассмотрение дела 05.02.2015 индивидуальный предприниматель <_> не явился; документы, свидетельствующие о надлежащем извещении индивидуального предпринимателя <_> о времени и месте рассмотрения дела N 05-01/01-15/РЗ, отсутствовали.
05.02.2015 определением рассмотрение дела N 05-01/01-15/РЗ было отложено и продлено до 12.04.2015, назначено к рассмотрению на 12.03.2015.
Комиссия Смоленского УФАС России 12.03.2015, рассмотрев все материалы дела и устное ходатайство индивидуального предпринимателя <_> об отложении дела на более поздний срок, пришла к выводу, что для всестороннего и объективного рассмотрения дела необходимо получение дополнительных доказательств, в связи с чем ходатайство индивидуального предпринимателя <_> об отложении рассмотрения дела N 05-01/01-15/РЗ было удовлетворено и рассмотрение дела назначено на 17.03.2015 в 10 час. 15 мин.
На рассмотрении дела N 17.03.2015 индивидуальный предприниматель <_> пояснил, что указанную рекламу он с ООО "Рен-ТВ Смоленск" не согласовывал и не оплачивал. Рекламный ролик был изготовлен сотрудниками радиоканала "Русское радио" и трансляция в эфир началась без согласования с индивидуальным предпринимателем <_> так как он не согласился с ценой изготовленного рекламного ролика. После телефонного разговора с сотрудниками радиоканала "Русское радио" указанный рекламный ролик был снят с эфира. Информация "Две по цене 350 рублей" размещалась также на торговых боксах, в которых проводилась распродажа рубашек. Ознакомившись с материалами дела, индивидуальный предприниматель <_> признал, что указанная реклама была изготовлена с нарушением требований законодательства о рекламе.
Комиссия Смоленского УФАС России 17.03.2015, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения индивидуального предпринимателя <_> установила следующее.
На основании части 7 статьи 5 Закона "О рекламе": "Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы".
Отсутствие в размещаемой в эфире радиоканала "Русское радио" и на торговых боксах рекламе части существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара - о том, что при покупке двух рубашек стоимость каждой составляет 350 рублей, а не "Две по 350 рублей", что вызывает у потребителя ассоциацию с тем, что можно купить две рубашки, заплатив при этом 350 рублей за обе, тем самым искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе", на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несёт рекламодатель. Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо".
Деятельность в торговых боксах (где проводилась распродажа рубашек), которые находятся в магазинах "Спорттовары" и ТЦ "Заря" в городе Смоленске осуществляет индивидуальный предприниматель <_>
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей распространяемую в г. Смоленске в эфире радиоканала "Русское радио" и на торговых боксах в магазинах "Спорттовары" и "Заря" рекламу о распродаже фланелевых мужских рубашек: "Две рубашки по 350 рублей", в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара, что тем самым искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней содержатся нарушения требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме "26" марта 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
"17" марта 2015 года г. Смоленск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: члены Комиссии: |
<_> <_> |
на основании своего решения от 17.03.2015 по делу N 05-01/01-15/РЗ о признании ненадлежащей рекламы распространяемой в г. Смоленске в эфире радиоканала "Русское радио" и на торговых боксах в магазинах "Спорттовары" и "Заря" рекламу о распродаже фланелевых мужских рубашек: "Две рубашки по 350 рублей", в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара, что тем самым искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней содержатся нарушения требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе"
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <_>(место регистрации: 214018, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 3, ОГРНИП 304673135200352) в срок до 31.03.2015 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы либо в текст рекламы добавить существенную информацию об условия распродажи рубашек.
2. Индивидуальному предпринимателю <_> (место регистрации: 214018, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 3, ОГРНИП 304673135200352) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01.04.2015.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 17 марта 2015 г. N 05-01/01-15/Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016