Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 31 октября 2012 г. N 05-03/12-Т53
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Мурманского УФАС)
при участии представителя Заявителя <Ч_> - <Б_> (по доверенности от 11.07.2012 N51АА 0205487)
при участии представителей Комитета по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области - <Ж_> (по доверенности от 30.10.2012), <Б_> (о доверенности от 30.10.2012),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу <Ч_> на действия организатора аукциона - Комитета по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области при проведении аукциона открытого по составу участников. Предмет аукциона (лот N1): право на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для жилищного строительства с кадастровым номером 51:03:0000000:8391 (далее - Аукцион); установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 23 октября 2012 года обратился <Ч_> с жалобой на действия организатора аукциона - Комитета по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области при проведении аукциона открытого по составу участников. Предмет аукциона (лот N1): право на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для жилищного строительства с кадастровым номером 51:03:0000000:8391.
Из существа поступившей жалобы следует, что <Ч_> подал заявку для участия в аукционе. Однако заявка заявителя не была допущена до торгов с формулировкой "нарушение абзаца 4 пункта 2.16 раздела 2 аукционной документации (основанием для внесения задатка является договор о задатке, который претендентом заключен не был)". Не заключение договора задатка, ссылается в жалобе <Ч_> не является основанием для не допуска к участию в аукционе.
Заявитель указывает, что им были предприняты все надлежащие действия для заключения договора задатка.
<Ч_> просит провести проверку действий организатора торгов в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, представителей Организатора торгов и исследовав представленные сторонами документы и сведения, приходит к следующим выводам.
Извещение о проведении Аукциона опубликовано на официальном сайте администрации www.pechengamr.ru.
Предмет аукциона: Лот N 1 - право на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (далее - Договор) для жилищного строительства с кадастровым номером 51:03:0000000:8391, площадью 3214 м? с разрешенным использованием: под строительство общежития ЧОП "Норник", местоположение: Мурманская область, муниципальное образование городское поселение Заполярный Печенгского района, г. Заполярный, улица Гоголя.
Наименование организатора торгов: комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
Начальная (минимальная) цена: размер годовой арендной платы (без учёта эксплуатационных и прочих услуг) в год - 102 542 рублей в год.
*Порядок проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков регламентирован Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков" (далее - Правила).
Разделом 2 Правил установлены условия участия в торгах.
В соответствии с пунктом 10 Правил для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Пунктом 13 Правил определено, что для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
Согласно пункту 14. Правил в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Пунктом 15 Правил регламентировано, что претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
В соответствии с протоколом приема заявок на участие в аукционе (лот N1) от 12.10.2012 на участие в аукционе поступило две заявки от ОАО "Кольская ГМК" и <Ч_>
ОАО "Кольская ГМК" признано участником аукциона.
<Ч_> не допущен к участию в аукционе, по причине нарушения абзаца 4 пункта 2.16 раздела 2 аукционной документации (основанием для внесения задатка является договор о задатке, который претендентом заключен не был). Заявка <Ч_> отклонена.
Комиссией Мурманского УФАС проведена проверка обоснованности отклонения заявки <Ч_>
Пунктом 15 Извещения о проведении аукциона установлены форма, порядок приема заявки и иных документов для участия в торгах:
1) Для участия в аукционе претендент (лично или через своего представителя) в установленном порядке подает заявку на участие в аукционе в письменном виде по форме, установленной аукционной документацией (Приложение N 1 к аукционной документации), по адресу и в срок, указанные в извещении о проведении аукциона. Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Заявки, направленные по почте к рассмотрению не принимаются.
2) Оригинал платежного документа с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения внесения заявителем установленного в настоящем извещении задатка.
3) Копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), при предоставлении заявки при себе иметь подлинник.
4) В случае подачи заявки представителем заявителя предъявляется:
- представителем физического лица - нотариально удостоверенная доверенность на право подачи заявки с правом подписи документов, документ, удостоверяющий личность представителя и его копия;
- представителем юридического лица - доверенность на право подачи заявки с правом подписи документов, документ, удостоверяющий личность представителя и его копия, а также копия документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица.
5) Заявитель вправе предоставить самостоятельно:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (оригинал или нотариально заверенная копия);
- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (оригинал или нотариально заверенная копия);
В ходе анализа заявки <Ч_> установлено, что заявка содержит все необходимые документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о проведении аукциона, в том числе и оригинал платежного документа с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения внесения заявителем установленного в настоящем извещении задатка.
В соответствии с выпиской из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временно распоряжение получателя бюджетных средств за 11.10.2012 подтверждено поступление в установленный срок задатка от <Ч_> на счет указанный в извещении о проведении торгов.
Ссылка организатора торгов на отсутствие в составе заявки <Ч_> договора о задатке, который является основанием для внесения задатка, не состоятельна, поскольку пункт 15 Правил предусматривает отклонение заявки в связи с непредставлением документов в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении. В извещении о проведении аукциона отсутствовало требование о предоставлении в составе заявки договора о задатке.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях организатора торгов нарушение пункта 15 Правил.
По мимо всего прочего, Комиссией Мурманского УФАС проверена обоснованность включения в документацию о проведении аукциона требования о заключении договора задатка.
Так, пунктом 16 извещения о проведении аукциона установлено, что основанием для внесения задатка является договор о задатке. Заключение договора о задатке осуществляется между комитетом по управлению имуществом в лице председателя комитета по управлению имуществом и претендентом по месту приема заявок (проект договора о задатке приведен в Приложении N 3 к аукционной документации).
Документом, подтверждающим поступление задатка на указанный счет, является выписка с этого счета.
Пунктом 8 Правил установлен перечень сведений, что должно содержать извещение о проведении торгов:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона" размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Кроме того, как ранее было отмечено для участия в торгах претендент представляет организатору торгов платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов).
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что Правила не содержат требования о заключении и предоставлении претендентами договора задатка.
В соответствии с Правилами претенденту необходимо представить платежный документ с отметкой банка плательщика о несении денег в качестве задатка, а организатор торгов устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов).
Таким образом, организатор торгов включив в извещение о проведении аукциона требование о необходимости заключения договора задатка допустил нарушение пункта 8 Правил.
Необходимо акцентировать внимание, что в извещении о проведении аукциона отсутствует информация о том каким образом, когда и где лицо, намеревающееся принять участие в аукционе может заключить данный договор.
<Ч_> в поданной жалобе указал, что предпринимал все надлежавшие действия к заключению договора задатка, однако заключить его так и не смог.
Представитель организатора торгов <Ж_> подтвердил, что <Ч_> приходил в Комитет по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области с целью заключить договор задатка, однако председатель Комитета в тот момент на рабочем месте отсутствовал.
В связи с тем, что единственным лицом, имеющим право заключать договор задатка от имени организатора торгов является председатель Комитета, <Ч_> не смог заключить договор.
По мнению Комиссии Мурманского УФАС, установление требования о необходимости заключения задатка без указания порядка его заключения может создать препятствия для участия физических лиц и организаций в аукцион и привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", которая гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС России, решила:
Признать жалобу <Ч_> обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов - Комитета по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области нарушение пунктов 8, 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков".
Передать материалы дела N05-03-12/Т53 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать организатору торгов предписание.
Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 05-03/12-Т53
31 октября 2012 года город Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Мурманского УФАС)
на основании решения от 31 октября 2012 года по делу N 05-03/12-Т5, принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы <Ч_> на действия организатора аукциона - Комитета по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области при проведении аукциона открытого по составу участников. Предмет аукциона (лот N1): право на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для жилищного строительства с кадастровым номером 51:03:0000000:8391 (далее - Аукцион) предписывает:
Организатору торгов - Комитету по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области отменить протокол приема заявок на участие в Аукционе от 12.10.2012, протокол заседания комиссии по проведению Аукциона от 17.10.2012.
Организатору торгов устранить нарушение пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков" путем внесения изменений в извещение о проведении Аукциона или путем аннулирования процедуры Аукциона.
Предписание надлежит исполнить до 20 ноября 2012 года и незамедлительно направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Резолютивная часть предписания оглашена 31 октября 2012 года.
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает о том, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 31 октября 2012 г. N 05-03/12-Т53
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016