Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
N 05-10Р/2015 (опубликовано 30 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "26" марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен "30" марта 2015 года
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: председателя Комиссии -заместителя руководителя Калужского УФАС России /___/, членов Комиссии - специалиста второго разряда отдела антимонопольного контроля и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России /___/, специалиста второго разряда отдела антимонопольного контроля и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России /___/,
рассмотрев дело N05-10р/2015 по признакам нарушения ООО "Калуга-газ" (249120, Калужская область, Ферзиковский район, д. Новождамирово, д. 6) законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы по почтовым ящикам жильцов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Мира, д. 6.
в присутствии представителя ООО "Калуга-газ" /___/, действующего на основании доверенности N4 от 20.02.2015 г.,
в отсутствии заявителя - /___/, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, установила:
В адрес Калужского УФАС России из прокуратуры города Обнинска направлено для рассмотрения в пределах компетенции обращение /___/ (вх. N113 от 15.01.2015 г.), в котором он просит провести проверку по факту распространения по почтовым ящикам жильцов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Мира, д. 6. рекламы, сходной с изображением платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В результате проведения проверки было установлено следующее. На основании пояснений представленных ООО "Калуга-газ" распространение указанной выше рекламной продукции осуществлялось в ноябре 2014 г. Данная рекламная продукция имеет вид таблицы, именуемой "извещением" с указанием следующей информации: "оплата за газ без счетчика (по тарифу)", "норма потребления 28,9", "оплачиваемый месяц ноябрь 2014 г.", "расход газа 115,6", "цена за 1 куб.м. газа 5,4", "сумма платежа 624 руб.", "оплата за газ по счетчику", "норма потребления", "оплачиваемый месяц декабрь 2014 г.", "расход газа 40", "цена за 1 куб.м. газа 5,4" "сумма платежа 216 руб.", ссылки на Федеральный закон N261 "Об энергосбережении" и указание на то, что "все собственники жилья обязаны до 1.01.2015 г. установить счетчик газа в своей квартире", а также наименование компании и контактные данные. Кроме того, поверх указанного "извещения" заглавными буквами напечатано слово "РЕКЛАМА".
Из пояснений представленных ООО "Калуга-газ" следует, что указанная выше информация рекламного характера имеет вид произвольной таблицы с текстом без указания каких либо платежных реквизитов, без указания получателя денежных средств, без указания плательщика и других полей, присущих квитанции на оплату. В рекламе указана информация с расчетом за потребление газа в зависимости от наличия или отсутствия счетчика газа, полученная на основе статистических данных из открытых источников информации. Также указаны контакты компании для возможности обращения граждан в случае их желания установить прибор учета газа.
Вместе с тем из объяснений представителя ООО "Калуга-газ" /___/ отобранных сотрудником Калужского УФАС России следует, что формированием названной выше рекламы занимался /___/ - директор обособленного подразделения ООО "БАИС", на основании представленного договора на оказание рекламно-информационных услуг между ООО "БАИС" в лице директора обособленного подразделения в г. Калуга /___/ и ООО "Калуга-газ" в лице директора /___/. Предметом данного договора является подготовка и размещение ООО "БАИС" в лице /___/ - директора обособленного подразделения, именуемого Исполнителем, рекламно-информационной информации Заказчика в лице директора ООО "Калуга-газ" /___/.
Кроме того, к объяснениям был приложен договор от 12.11.2014 г. N 23.3.1.2/141/ю1754 на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов в отделениях почтовой связи, заключенный между ООО "БАИС" в лице директора обособленного подразделения в г. Калуга /___/ и ФГУП "Почта России", в лице заместителя директора УФПС Калужской области - филиал ФГУП "Почта России" (далее договор с филиалом ФГУП "Почта России"). Согласно данного договора, рекламно-информационные материалы должны размещаться внутри отделения почтовой связи. Однако из объяснений представителя ООО "Калуга-газ" следует, что указанная реклама распространялась в городе Обнинске, в том числе по улице Мира, д. 6, города Обнинска, что противоречит договору N 23.3.1.2/141/ю1754, на который ссылается представитель ООО "Калуга-газ".
В ходе рассмотрения дела /___/ пояснил, что реклама которая распространялась в том числе и в указанном выше доме, не призывает население устанавливать счетчики, что ООО "Калуга-газ" не предлагает свои услуги по установке счетчиков, по продаже счетчиков. Данная реклама призвана обратить внимание потребителей природного газа на то, что оплата по счетчику и оплата по нормативам кардинально отличается. Также он сообщил, что рекламу распространяла Почта России, а распространение, согласно договора было безадресное. Однако в доказательство своих доводов не было представлено такого договора, так как договор, заключенный с филиалом ФГУП "Почта России", и представленный им ранее, своим предметом подразумевал распространение рекламы внутри отделений почтовой связи. Кроме того, представитель ООО "Калуга-газ" сообщает, что распространением, разработкой макета, изготовлением и передачей рекламы на распространение в УФПС Калужской области - ФГУП "Почта России" занималось физическое лицо /___/, на основании договора. Представитель "ООО Калуга-газ" изложил мнение относительно распространения данной рекламы, выразившееся в том, что данной рекламой никто не вводит никого в заблуждение, никому ничего не навязывает и что в данной рекламе указан только расчет, который должен дать возможность понять как выгодней оплачивать природный газ.
Комиссия рассмотрев данные доводы, признала их несостоятельными по следующим основаниям.
Информация в вышеуказанной продукции является рекламой, поскольку из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее также ФЗ "О рекламе") следует, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вместе с тем реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством. Приведенная выше реклама может водить в заблуждение лиц, которым она адресована, так как в ней указана существенная информация мелким, нечитаемым шрифтом и лишает потребителей возможности получить сведения об объекте рекламы в полном объеме. Также в данной рекламной продукции отсутствует часть существенной информации об условии приобретения счетчиков газа, что в свою очередь может сформировать представление о рекламируемом товаре не соответствующее действительности, а именно указан фрагмент Федерального закона N261 "Об энергосбережении" который говорит о том, что: "все собственники жилья обязаны до 1.01.2015 г. установить счетчик газа в своей квартире". Однако данная обязанность касается не всех собственников жилья.
В части 1 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ) указано, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: - здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; - здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; - здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
На основании сведений, представленных администрацией города Обнинска установлено, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу не подпадает под действие норм Федерального закона N 261-ФЗ, так как из полученных от администрации города Обнинска сведений следует, что дата постройки указанного дома- 1969 год, а капитальный ремонт инженерных коммуникаций осуществлялся в 2007 году, то есть до вступления в силу требований об энергетической эффективности, согласно Федерального закона N 261-ФЗ.
Таким образом, согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Калуга-газ".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, статьей 36 ФЗ - N 38 "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО "Калуга-газ" (249120, Калужская обл., Ферзиковский р-н, д. Новождамирово, д. 6) в виде листовок по почтовым ящикам жильцов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калужского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "30" марта 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: _________________ /___/
Члены Комиссии: _________________ /___/
_________________ /___/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области N 05-10Р/2015 (опубликовано 30 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016