Рассмотрев материалы дела N 14-ФАС22-АМ/05-14, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующему.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению жилыми многоквартирными домами и их эксплуатации, в частности предоставления доступа к техническим помещениям с целью обслуживания оборудования, используемого для оказания услуг связи жильцам этих домов.
В целях проведения данного анализа были предварительно определены продуктовые границы товарного рынка, как услуги по управлению многоквартирными жилыми домами и их эксплуатации, в части предоставления доступа к техническим помещениям с целью обслуживания оборудования, используемого для оказания услуг связи жильцам этих домов.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, многоквартирным домом признается жилое помещение, состоящее из двух и более квартир и помещений общего пользования.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управление многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется по договору: с одной стороны управляющей организации с другой стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, согласно которому управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, ремонту и эксплуатации общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем на один год и не более чем на пять лет.
Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2007, услуги по управлению многоквартирными домами классифицированы в разделе К и подразделе КА "Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью", классе 70 "Услуги, связанные с недвижимым имуществом", подклассе 70.3 "Услуги по операциям с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", группе 70.32 и подгруппе 70.32.1 "Услуги по управлению эксплуатацией недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе", виде 70.32.11 "Услуги по управлению эксплуатацией жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКПД 70.32.11).
На основании изложенного, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в этих домах, пользующимся помещениями в таких домах лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом (домами) деятельности. В ходе проведения данного анализа установлено, что ООО "Фирма ПЖЭТ-2" является управляющей компанией 128 многоквартирных домов, перечень которых указан в приложении к данному аналитическому отчету.
Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов оказания услуг (местоположения приобретателей) и хозяйствующих субъектов (продавцов), оказывающих услуги на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
В целях проведения данного исследования географические границы исследуемого рынка предварительно определены как границы многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Фирма ПЖЭТ-2", в соответствии с договорами на управление и эксплуатацию многоквартирного жилого дома (Перечень в Приложении к аналитическому отчету), которые заключены с населением, проживающим в этих многоквартирных домах. Так как анализ проведен в связи с поступившим заявлением оператора услуг связи ООО "Инвис", договора которого о предоставлении услуг электросвязи заключены с жителями указанных выше многоквартирных домов и оборудование для качественного обслуживания абонентов расположено в помещениях общего пользования и на конструктивных элементах зданий многоквартирных домов, то в целях анализа ООО "Инвис" можно назвать покупателем услуги по управлению многоквартирными жилыми домами и их эксплуатации, в части предоставления доступа к техническим помещениям с целью обслуживания оборудования, используемого для оказания услуг связи жильцам этих домов.
В случае наличия у оператора связи заявок на оказание услуг связи в определенном здании, а также наличии договоров на услуги электросвязи, и нет иной технологической возможности оказания заказанных услуг связи с сопоставимыми затратами, кроме как путем размещения средств связи в здании, выявляется технологическая необходимость размещения средств связи в данном здании, следовательно, географические границы рынка ограничиваются только определенным зданием.
В данном анализе учитывается обстоятельство, в котором заявитель - оператор электросвязи ООО "Инвис" может предоставить услугу кабельного телевидения жильцам дома в определенных географических и продуктовых границах, посредством размещения средств связи в помещении, на конструктивных частях многоэтажных жилых домов, которые находятся в управлении и эксплуатационном обслуживании ООО "Фирма ПЖЭТ-2".
Потребителями (покупателями) услуг управляющих организаций являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые на возмездной основе получают комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества в этих многоквартирных домах.
Кроме того, лица, пользующиеся помещениями общего пользования и конструктивными элементами зданий жилых многоквартирных домов в целях осуществления каких либо услуг для жителей этих домов, также принадлежат к группе покупателей.
В частности, ООО "ИНВИС" - оператор услуг электросвязи, с 1991 года оказывает услуги телевизионного вещания жильцам домов в городе Барнауле по адресам, указанным в приложении к аналитическому отчету. Данные многоквартирные дома находятся на эксплуатационной ответственности у ООО "Фирма ПЖЭТ-2", которая и является управляющей компанией.
В связи с поставленной целью проведения анализа - установить наличие (отсутствие) доминирующего положения ООО "Фирма ПЖЭТ-2" на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и их эксплуатации, в части предоставления доступа к техническим помещениям с целью обслуживания оборудования, используемого для оказания услуг связи жильцам этих домов, было определено, что данный хозяйствующий субъект является поставщиком (продавцом) на товарном рынке по управлению многоквартирными жилыми домами и их эксплуатации в географических границах домов, с собственниками которых заключены договоры на управление.
Основной задачей продавцов на товарном рынке должно являться удовлетворение общественных потребностей в его продукции и услугах. ООО "Фирма ПЖЭТ-2" является управляющей компанией 128 многоквартирных домов, перечень которых указан в приложении к данному аналитическому отчету. Основным предметом деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда.
Учитывая цель анализа, в рамках рассмотрения заявления ООО "Инвис", в данном разделе аналитического отчета необходимо отметить следующее. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, расходы, связанные с содержанием и ремонтом жилого помещения общего пользования, несут собственники жилого здания. В соответствии со ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения общего пользования устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Плата за предоставление части общего имущества для размещения технического оборудования и кабелей должна калькулироваться исходя из затрат и объема услуг оказываемых операторам связи, а не из дохода третьих лиц; объем услуг, оказываемых управляющей компанией ООО "Фирма ПЖЭТ-2" не зависит от объема услуг, предоставляемых ООО "Инвис" абонентам - входящие в себестоимость услуги не зависят от количества подключенных абонентов ООО "Инвис".
Правила недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи устанавливают обязанность владельцев инфраструктуры (в том числе сооружений, помещений, используемые для размещения средств электросвязи, непосредственно подключаемых к кабелям местных распределительных кабельных сетей, технических и иных помещений, относящихся к объектам общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) по предоставлению доступа операторов связи к объектам инфраструктуры на недискриминационных условиях.
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220, расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объемов продаж (поставок) на рассматриваемом рынке.
Поскольку на рассматриваемом товарном рынке определен хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по управлению жилых многоквартирных домов, собственники которых относятся к числу абонентов ООО "Инвис" (адреса домов перечислены в приложении к анализу) в части эксплуатации и предоставления доступа к техническим помещениям с целью обслуживания оборудования, используемого для оказания услуг электросвязи, то доля ООО "Фирма ПЖЭТ-2" на данном рынке составляет 100%.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 44 ЖК РФ принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом согласно пункту 2.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и(или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование, сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, линий телефонной связи и других подобных сетей, в границах внешних стен многоквартирного дома.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), установлено, что они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Указанное выше свидетельствует о том, что требования Правил N 170 распространяются на управляющие компании.
Пунктом 5.6.24 Правил N 170, предусмотрена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать допуск работников предприятий связи на крыши и чердачные помещения.
Обязанность обеспечивать допуск работников предприятий связи на крыши и чердачные, подвальные помещения возложена на управляющие организации в связи с их особым правовым статусом, который опосредован самим фактом обслуживания имущества многоквартирного дома.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решения об определении порядка пользования ООО "Инвис" общим имуществом дома, либо о запрете ООО "Инвис" размещать принадлежащее ему оборудование в доме, пользоваться таким имуществом при оказании услуг связи.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2012 г. по делу N А75-5016/2011 и от 01.08.2013 г. по делу N А45-27920/2012.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ООО "Фирма ПЖЭТ-2", выразившиеся в отказе от доступа ООО "Инвис" к телекоммуникационному оборудованию, расположенному в технических помещениях жилых домов, находящихся на обслуживании ООО "Фирма ПЖЭТ-2", противоречат пункту 5.6.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, ущемляют интересы ООО "Инвис" и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 07.07.2014 N 14-ФАС22-АМ/05-14.
Таким образом, ООО "Фирма ПЖЭТ-2" нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. "совершение субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции_".
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом N250-к от 20.03.2013 г. К<_> является главным инженером ООО "Фирма ПЖЭТ-2" На основании должностной инструкции от 17.06.2013 г. главный инженер является заместителем директора, осуществляет руководство производственно-эксплуатационным персоналом.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении должностным лицом - главным инженером ООО "Фирма ПЖЭТ-2" К<_> действующего законодательства при осуществлении руководства производственно-эксплуатационным персоналом общества, что влечет за собой ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, действия главного инженера ООО "Фирма ПЖЭТ-2" К<_> выразившиеся в отказе от доступа ООО "Инвис" к телекоммуникационному оборудованию, расположенному в технических помещениях жилых домов, находящихся на обслуживании ООО "Фирма ПЖЭТ-2", нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - главного инженера ООО "Фирма ПЖЭТ-2" К<_>- виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в отказе от доступа ООО "Инвис" к телекоммуникационному оборудованию, расположенному в технических помещениях жилых домов, находящихся на обслуживании ООО "Фирма ПЖЭТ-2", противоречащего пункту 5.6.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, ущемляющего интересы ООО "Инвис" и нарушающего часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применить к должностному лицу - главному инженеру ООО "Фирма ПЖЭТ-2" К<_>- меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с N 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул
БИК банка получателя: 040173001
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)
ОКТМО: 01701000
Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140
Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
П<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 37-АД(АМ)03/15 (опубликовано 26 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016