Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ДМ-08/3706 (опубликовано 26 марта 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N 08-47/2015 возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения в газете "PRO Город-ТВ" рекламы Международной финансовой компании ALMIDIA, с текстом: "Инвестиционный фонд для всех и каждого "ALMIDIA инвестируй в будущее", "Надоело жить в долг Хватит жить от зарплаты до зарплаты! "Доход 100% всего за 3 месяца "Звоните прямо сейчас!"" ул. Адоратского, 62а, этаж 2, тел.: 8-987-413-60-90_www.almidiainvest.com", в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <>) установила:
В соответствии со ст.33, 34 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение (вх. N238/ж от 09.02.2015 г.) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по распространению в СМИ "PRO Город-ТВ" рекламы Международной финансовой компании ALMIDIA.
Из письменных пояснений заявителя следует, что в январе 2014 г. в газете "PRO Город-ТВ" распространялась реклама Международной финансовой компании ALMIDIA с гарантированным 100% доходом за три месяца. В рекламе был указан контактный телефон, связавшись по которому заявитель решила воспользоваться данным предложением, контактным лицом Международной финансовой компании ALMIDIA являлся <>
18 февраля 2014 г. заявитель при участии <> безналично перечислила 100 000 рублей со своего счета на счета двух физических лиц, которые были предложены <> для открытия личного кабинета на сайте almidainvest.com. Второй депозит также на 100 000 рублей был открыт 15 марта 2014 г. по условиям договора оферты по вкладам предусматривалась еженедельная выплата процентов. С мая 2014 года вывод средств (процентов) по вкладам стал невозможен, так как сайт оказался заблокирован. Средства, по окончанию срока депозита, заявителю возвращены не были, также были потеряны проценты по вкладу.
8 октября 2014 года заявитель была признана потерпевшей по уголовному делу N 83451.
На основании вышеизложенного Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N08-47/2015 в отношении <> по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Общественные отношения в области размещения, распространения и производства рекламы регламентированы Федеральным законом "О рекламе".
Целями настоящего закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - это товар (работы, услуги), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, распространявшаяся в газете "PRO Город-ТВ" рекламы с текстом: "Инвестиционный фонд для всех и каждого "ALMIDIA инвестируй в будущее", "Надоело жить в долг Хватит жить от зарплаты до зарплаты! "Доход 100% всего за 3 месяца "Звоните прямо сейчас!"" ул. Адоратского, 62а, этаж 2, тел.: 8-987-413-60-90_www.almidiainvest.com", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.
По итогам изучения представленных документов ООО "Газета про Казань" Управлением установлено, что между ООО "Газета про Казань" и ИП <> заключен договор купли-продажи рекламных мест от 18.11.2013 г., согласно которому ИП <> приобретает у ООО "Газета про Казань" в собственность рекламные площади. По данному договору ИП <> может использовать рекламные площади по своему усмотрению, в том числе вправе продавать их третьим лицам без согласия продавца, а также размещать рекламу третьих лиц.
Также редакцией был представлен агентский договор, заключенный между собственником рекламных площадей ИП <> и ИП <>
Вместе с тем, ИП <> заключил договор от 27.11.2014 г. на размещение рекламных материалов с <> таким образом, рекламодателем рекламы является <>
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N08-47/2015, приходит к следующим выводам.
Исходя из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что оказываемая Международной финансовой компании ALMIDIA услуга является финансовой, так как связана с предоставлением возможности получения доходов лицами, воспользовавшимися данной услугой посредством привлечения и (или) размещения денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Информация о том, что потребитель, воспользовавшись данной услугой имеет возможность получить доход 100% за 3 месяца, указана крупным шрифтом.
Кроме того, использование в вышеуказанной рекламе фраза "доход 100% за 3 месяца", создает впечатление о том, что любой воспользовавшийся рекламируемой услугой потребитель имеет возможность воспользовавшись услугами Международной финансовой компании ALMIDIA может получить доход в размере 100%, при этом рекламное объявление не содержит информации никакой другой информации.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе", реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.
Указание в рекламе достоверных сведений о рекламируемом товаре, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Заявитель, увидев данную рекламу и обратившись в Международную финансовую компанию ALMIDIA не только не получила гарантированный доход от вложенных средств, но понесла убытки, в подтверждении чему в деле имеется постановление ОВД СЧ ГСУ МВД по Республике Татарстан о признании заявителя потерпевшей по уголовному делу N 83451.
Таким образом, данная реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, а также пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Из положений части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, а также пунктом 6 части 3 статьи 5 названного закона, ответственность несет рекламодатель.
В ходе рассмотрения настоящего дела от ООО "Газета про Казань" поступили письменные пояснения, из которых следует, что реклама Международной финансовой компании ALMIDIA в газете "PRO Город-ТВ" на настоящий момент больше не размещается, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1ст.36 Закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "PRO Город-ТВ" N3 (160) от 18.01.2014 г., Международной финансовой компании ALMIDIA с текстом: "Инвестиционный фонд для всех и каждого "ALMIDIA инвестируй в будущее", "Надоело жить в долг Хватит жить от зарплаты до зарплаты! "Доход 100% всего за 3 месяца "Звоните прямо сейчас!"" ул. Адоратского, 62а, этаж 2, тел.: 8-987-413-60-90_www.almidiainvest.com", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, а также пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушений законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе.
Материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-08/3706 (опубликовано 26 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016