Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 12 ноября 2012 г. N 05-02/4868-14
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России),
рассмотрев жалобу Петровой Е.А. (далее - Заявитель) на действия заказчика -ГБУ Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области" при размещении государственного заказа путем открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0343200023012000030) на право заключения государственного контракта на поставку автомобиля марки Toyota Land Cruiser 200 или эквивалент Поставщиком, являющимся официальным дилером или уполномоченным партнером Toyota либо поставляемого эквивалента и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба Петровой Е.А. (вх. N 8119 от 06.11.2012 года) на действия заказчика -ГБУ Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".
В жалобе заявитель указал, что в аукционной документации включены характеристики автомобиля, ограничивающие количество участников размещения заказов. Заказчиком выставлены технические характеристики автомобиля марки Toyota Land Cruiser 200, а не относительно автотранспортного средства типа внедорожник.
В назначение предмета контракта, а так же в п. 2.2.1 проекта контракта содержится требование к участникам размещения заказа, а именно наличие у поставщика статуса официального дилера (в проекте контракта указана конкретная марка производителя автомобилей Toyota, чьим дилером должен быть победитель).
Согласно п. 2 Технического задания, заказчик установил требование: Победитель аукциона должен, до момента заключения государственного контракта, представить государственному заказчику копию дилерского договора, который подтверждает наличие у победителя аукциона статуса официального дилера Toyota либо копии документов, подтверждающие наличие статуса уполномоченного партнера Toyota. Таким образом, заказчик установил требование к представлению документов, не предусмотренных законом о размещении заказа.
В техническом задании, заказчик установил требование наличие в комплектации автомобиля:
-аудиосистема премиум класса JBL
-USB/AUX разъем (с возможностью подключения iPod)
без сопровождения словами "или эквивалент".
Представитель Заказчика пояснил, что потребность государственного заказчика при размещении настоящего аукциона является приобретение легитимного транспортного средства у поставщика, который несет ответственность за легальность:
ввоза товара на территорию Российской Федерации;
сертификата "одобрения типа транспортного средства";
дальнейшей эксплуатации товара на территории Российской Федерации и за ее пределами;
гарантирует что товар:
не обременен правами третьих лиц;
не эксплуатировался;
не числится в угоне;
предоставляет гарантийный срок на эксплуатацию товара, а также обеспечивает сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Данную потребность может обеспечить только официальный дилер или уполномоченный партнер поставляемого товара.
Представление победителем аукциона на этапе заключения государственного контракта документов, подтверждающих наличие статуса официального дилера или уполномоченного партнера компании поставляемой марки товара необходимо как обеспечение гарантии качества и легитимности товара.
При поставке победителем аукциона эквивалента автомобиля марки Toyota Land Cruiser 200 государственный заказчик предполагает поставщика, являющегося официальным дилером или уполномоченным партнером компании поставляемого эквивалента.
Доводы указывающие на то, что у аудиосистему премиум класса JBL и разъема USB/AUX (с возможностью подключения iPod) отсутствует слова "или эквивалент" не обосновано, т.к. государственный заказчик приобретает не вышеуказанное оборудование, а марку и комплектацию автомобиля или эквивалент, который может эксплуатироваться только с указанным оборудованием, соответственно, эквивалент может эксплуатироваться только с оборудованием, предназначенным для него, т.к устанавливаемое на автомобили оборудование рекомендуется заводами-изготовителями автомобилей.
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 18.10.2012 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru), опубликовано извещение N 0343200023012000030 на право заключения государственного контракта на поставку автомобиля марки Toyota Land Cruiser 200 или эквивалент Поставщиком, являющимся официальным дилером или уполномоченным партнером Toyota либо поставляемого эквивалента. Заказчиком является ГБУ Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области".
Требования к документации об аукционе содержаться в ст. 34 Закона N94- ФЗ, предусматривающей, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (ч. 1). Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2). Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом (ч. 2.1). Документация об аукционе может содержать указания на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 этой статьи (ч. 3). Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1).
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что заказчик руководствуясь своими потребностями должен установить конкретные требования, в том числе, к качеству, функциональным характеристикам товара и к его упаковке. При этом заказчик не вправе установить требование к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут ограничение количества участников размещения заказа.
Для целей проверки действий заказчика на соответствие ч. 3.1 ст. 34 Закона N94 применительно к рассматриваемой ситуации значимыми обстоятельствами являются: наличие в документации об аукционе требований к товару (к его упаковке); существенность этих требований для заказчика; наличие или отсутствие последствий в виде ограничения количества участников размещения заказа; причинно- следственная связь между включением в документацию об аукционе указанных требований и возникновением названных последствий.
Исходя из возражения на жалобу и представленных сведений с официальных сайтов ГБУ Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области" установлено, что официальных дилеров Toyota, способных проставить автомобиль марки Toyota Land Cruiser 200, в Российской Федерации более сорока, и указанные характеристики товара необходимы для обеспечения гарантия качества и легитимности приобретаемого товара.
Производство автомобиля марки Toyota Land Cruiser 200, с установленными техническими характеристиками, одним производителем не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об аукционе влечет ограничение количества участников размещения заказа, поскольку товар данного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа.
В новой редакции части II. Технической части документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование: "Победитель аукциона должен, до момента заключения государственного контракта, представить государственному заказчику копию дилерского договора, который подтверждает наличие у победителя аукциона статуса официального дилера Toyota либо поставляемого эквивалента, либо копии документов, подтверждающие наличие статуса уполномоченного партнера Toyota либо поставляемого эквивалента". П. 2.2.1 проекта контракта не содержит требования о наличие у поставщика статуса официального дилера.
Доводы заявителя о нарушении ч. 2.1 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов не состоятельны, так как данное условие является подтверждением поставки товара надлежащего качества.
Данное условие, так же не является нарушением ст. 41.12 Федерального закона о размещении заказов, т.к не связано с подписанием контракта, и не предоставление дилерского договора не влечет признания уклонившимся от заключения контракта участника размещения заказа.
В Технической части документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены технические характеристики товара.
Предметом контракта является Toyota Land Cruiser 200. Наименование предмета контракта сопровождается словами "или эквивалент", что распространяется на автомобиль и его комплектацию.
Технические характеристики товара установленные заказчиком являются критерием эквивалентности товара, которые установлены в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов. Для определения критериев эквивалентности заказчиком установлены показатели, значения которых не могут изменятся, что не противоречит п. 1 ст. 4 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов.
Руководствуясь ст. ст. 17, ст. 34, ст. 41.6, ст. 41.12, ч. 6 ст. 60 ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
Признать жалобу Петровой Е.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 12 ноября 2012 г. N 05-02/4868-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016