Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 85-ФАС22-Р/07-14 (опубликовано 20 августа 2014 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
С <_>
члены Комиссии:
Б<_>
Ч<_>
рассмотрев дело N85-ФАС22-Р/07-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр. М<_> посредством SMS сообщений на мобильный телефон рекламы, с признаками нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствии гр.М<_>,
в отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом), установила:
письма, адресованные гражданам, направляются по месту их регистрации. Гр.М<_> зарегистрирован по адресу Архангельская обл., г.Коряжма <_> Почтовую корреспонденцию по указанному адресу гр. М<_> не получает, письма возвращаются с пометкой "истек срок хранения". Таким образом, гр. М<_> уклоняется от получения почтовой корреспонденции.
На основании изложенного Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии гр. М<_>
Комиссия Алтайского краевого УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрении находятся письменные заявления гражданина о получении посредством SMS сообщений на мобильный телефон номер +7<_> рекламной информации следующего содержания:
-"С Вами "KeepItReal и 1000 предпринимателей". Сегодня в 20.00 МСК вебинар "Бизнес с Китаем""! Сделай шаг к бизнесу! Ссылка: 170za3.ru/a" (14:03:58 ч. мск от 02.04.2014 г.). Отправитель: KeepItReal (далее - сообщение 1);
-"С Вами "KeepItReal и 1000 предпринимателей". Сегодня в 20.00 МСК вебинар "Бизнес с Китаем""! Сделай шаг к бизнесу! Ссылка: 170za3.ru/a" (14:03:06 ч. мск от 03.04.2014 г.). Отправитель: KeepItReal (далее - сообщение 2);
-"С Вами "Быстрые деньги на рекламе". 24 марта стартует наш 5ти дневный онлайн-тренинг "Миллион на рекламе. Как без опыта и вложений создать рекламное агентство и зарабатывать 170000 руб/мес"! Осталось всего 100 БЕСПЛАТНЫХ мест! Переходите по ссылке и регистрируйтесь: 170za3.ru/5.Начало в пндк 24 марта в 20.00 МСК!" (18:46 ч. мск от 21.03.2014). Отправитель: +7<_> (далее - сообщение 3);
-"С Вами Быстрые деньги на рекламе. Сегодня в 20.00 МСК на 4 дня бесплатного тренинга вы узнаете все о том как наполнить проект полезной информацией! Новый тренер и новые выпускники! Ваша ссылка: 170za3.ru/а" (00:02 ч. мск от 28.03.14). Отправитель: +7<_> (далее - сообщение 4);
-"Вебинар "Миллион на рекламе" через 15 минут! Ссылка: 170za3.ru/а" (17:50 ч. мск от 03.04.14). Отправитель: +7<_> (далее - сообщение 5);
-"Вебинар "Бизнес с Китаем" через 15 минут! Ваша ссылка: 170za3.ru/а" (19:40 ч. мск от 02.04.14). Отправитель: +7<_> (далее - сообщение 6),
в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
На основании ст.3 Федерального закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Распространяемая посредством смс-сообщений рекламная информация соответствует легальному определению понятия "реклама".
Согласно ст. 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Заявитель указывает, что не давал согласия на получение посредством смс-сообщений рассматриваемой рекламы.
Абонентский номер +7<_> выделен заявителю, согласно договору об оказании услуг подвижной связи, заключенному с ЗАО "Енисейтелеком" (далее-ЗАО "ЕТК").
На запрос антимонопольного органа ЗАО "ЕТК" сообщило, что сообщения 1 и 2 были направлены ООО "РосТелеКонтент" (Заказчик) на основании договора об оказании услуг N1 от 01.05.2012 г., заключенному с ЗАО "ЕТК" (Исполнитель). В соответствии с данным договором исполнитель предоставляет заказчику техническую возможность осуществления с использованием оборудования заказчика отправки пользователям смс-сообщений. ООО "Ростелеконтент" представило информацию о том, что рассматриваемые сообщения были отправлены ООО фирма "Консультант-Универсал" в результате ряда последовательных сделок, а именно договоров, заключенных между ООО "Ростелеконтент" и ООО "Армада", ООО "Армада" и ООО "Юплэй", ООО "Юплэй" и ООО фирма "Консультант-Универсал". Согласно договору N128/2012 от 01.05.12, заключенному между ООО "Ростелеконтент" (Исполнитель) и ООО "Армада" (Заказчик), исполнитель обеспечивает заказчику техническую возможность осуществления с использованием оборудования заказчика отправки пользователям смс-сообщений. В соответствии с договором N128/2012 от 01.05.12, заключенным между ООО "Армада" (Исполнитель) и ООО "Юплей" (Заказчик), исполнитель обеспечивает заказчику техническую возможность осуществления с использованием оборудования заказчика отправки пользователям смс-сообщений. Согласно договору N61/2010 от 01.11.10, заключенному между ООО "Юплей" (Исполнитель) и ООО фирма "Консультант-Универсал" (Заказчик), исполнитель предоставляет заказчику услуги по приему от заказчика SMS для доставки их на мобильные терминалы абонентов. ООО "Консультант-Универсал" на запрос антимонопольного органа пояснило, что является разработчиком сервиса "GSM-Информ". Сервис "GSM-Информ" - набор технических решений, позволяющих заказчику создавать, хранить и обрабатывать базу с целью информирования (рассылка SMS-сообщений, электронных писем, голосовых звонков) подписчиков и абонентов. В соответствии с договором N1 от 01.02.10, заключенным между ООО "Консультант-Универсал" (Разработчик) и ИП Копосовым С.М. (Интегратор), разработчик предоставляет интегратору исключительное право на использование сервиса. Рассылку рассматриваемых сообщений осуществил М<_> (Заказчик), в соответствии с договором N61878623 от 10.01.2014 г., заключенным с ИП Копосовым С.М. (Исполнитель). Согласно п.1.1 договора исполнитель обязуется предоставить заказчику специальную страницу доступа в сервисе "GSM-ИНФОРМ", позволяющую в любое удобное для заказчика время производить рассылки сообщений через сеть Интернет на мобильные устройства. В соответствии с п.3.2.3 договора заказчик обязуется не рассылать сообщения абонентам, не давшим согласие на получении информации от заказчика. Согласие на получение этих сообщений должно быть в такой форме, которая может быть предъявлена оператору в случае необходимости в качестве безоговорочного доказательства добровольности адресата на получение сообщений. М<_> на запрос антимонопольного органа сообщил, что сообщения рассылались только подписчикам вебинара, который М<_> проводит в сети Интернет, однако, не представил доказательств получения предварительного согласия заявителя на получение сообщений 1 и 2. Кроме того, заявитель утверждает, что не участвовал в вебинаре и не подписывался на рассылку смс-сообщений.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации номер +7<_> с которого были отправлены сообщения 3, 4, 5, 6, принадлежит ЗАО "Волгоград-GSM". На запрос антимонопольного органа ЗАО "Волгоград-GSM" сообщило, что номер +7<_> принадлежит абоненту ООО "А1 Системс" в соответствии с договором на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи N2779785 от 01.12.12, заключенным между ЗАО "Волгоград-GSM" (Оператор) и ООО "А1 Системс" (Абонент). В соответствии с договором оператор предоставляет абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи, а абонент осуществляет пользование предоставляемыми услугами и производит их своевременную оплату. Согласно дополнительному соглашению N1 к указанному договору оператор предоставляет абоненту услугу "SMS-контакт". Услуга "SMS-контакт" - услуга оператора по передаче от абонента к конечному получателю короткого текстового сообщения информационного характера. ООО "А1 Системс" (Исполнитель) заключило договор N206-syst1 от 01.07.2011 г. с ИП Копосовым С.М. (Заказчик), в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика передавать SMS-сообщения от заказчика посредством технических и программных средств исполнителя абонентам. Рассылку рассматриваемых сообщений осуществил гр. М<_>, в соответствии с договором N61878623 от 10.01.2014 г., заключенным с ИП Копосовым С.М., о котором уже упоминалось ранее. Гр. М<_> на запрос антимонопольного органа не представил доказательств получения предварительного согласия заявителя на получение сообщений 3,4,5,6.
Таким образом, на основании имеющихся документов, установлено, что смс-сообщения 1-6 распространены гр. М<_> с нарушением ч.1 ст.18 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч.1 ст.18 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Согласно п.7 ст.3 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с представленными документами, распространителем рассматриваемой рекламы является гр. М<_> (Архангельская обл., г.Коряжма<_>).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, распространенную гр. М<_> посредством SMS сообщений на мобильный телефон номер +7<_> ненадлежащей.
2. Признать рекламораспространителя гр. М<_> нарушившим требования ч.1 ст.18 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать гр. М<_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N111
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
С<_>
члены Комиссии:
Б<_>
Ч<_>
на основании своего решения от 13 августа 2014 г. по делу N85-ФАС22-Р/07-14 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной гр. М<_> посредством SMS сообщений на мобильный телефон номер +7<_> поскольку при ее распространении нарушены требования ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. гр. М<_> в двадцатидневный срок со дня вынесения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы посредством смс-рассылки абоненту телефона номер +7<_> без получения предварительного согласия абонента.
2. гр. М<_> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 08 сентября 2014 года.
Ответственность за невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе предусмотрена пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 85-ФАС22-Р/07-14 (опубликовано 20 августа 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016