Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/65-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту проверки в г.Омске наружной рекламы Открытого акционерного общества "Плюс Банк" (далее - Общество, Банк, ОАО "Плюс Банк") на рекламном щите (N 15С Компаньон, призматрон), расположенном на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная и на рекламном щите (N 5К Компаньон), расположенном при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске рекламы: "Вклад 12%*+1% в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО "Плюс Банк". 372-372. 8-800-200-23-72. www.plus -bank.ru", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон, Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Открытого акционерного общества "Плюс Банк" (место нахождения: 644024, г. Омск, Газетный переулок, дом 6), в лице представителя <_> (доверенность от 13.11.2012 N 435/04-2012), установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами отдела рекламы Омского УФАС России 08 и 09 октября 2012 года выявлены факты распространения на рекламном щите (N 15С Компаньон, призматрон), расположенном на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная с направлением на проезжую часть, и на рекламном щите (N 5К Компаньон), расположенном при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске наружной рекламы: "Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО "Плюс Банк". 372-372. 8-800-200-23-72. www.plus -bank.ru". Указанная привлекательная информация изложена крупным, легко читаемым шрифтом и доступна для восприятия, как с ближайшей полосы движения (в ограниченном режиме), так и со стороны встречных (перекрестных) полос движения автодорог.
Кроме того, в нижней части рекламного изображения ОАО "Плюс Банк", под знаками "звездочка" мелким шрифтом указано:
"Вклад "Дюжина с Плюсом": валюта - рубли; срок 730 дней, минимальная сумма - 5000 рублей. Процентная ставка: до 365-го дня - 11 % годовых, с 366 по 730 - 12% годовых. Ежемесячная, начиная со второго месяца, выплата % на отдельный счет. При досрочном полном или частичном востребовании суммы вклада проценты начисляются по ставке 6 % годовых на востребованную и оставшуюся во вкладе сумму. Дополнительные взносы допускаются в течение первого года, минимальное пополнение -1000".
*12 % годовых: ставка в период с 366 по 730 день, при условии, что вклад не будет востребован досрочно полностью или в части в течение всего срока вклада.
** Сроки проведения Акции "+1 %" в подарок" - с 03.09.2012 по 28.02.2013. Подарок является денежной суммой, рассчитываемой в соответствии с условиями проведения Акции, и не увеличивает размер процентной ставки по вкладу. Информация об организаторе подарочной Акции, о местах, правилах ее проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения на сайте www.plus-bank.ru и по тел.:8-800-2002-312".
По определению статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму: доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из этих условий.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком "звездочка" в нижней части рекламных изображений, размещенных на рекламных конструкциях на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная и при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске, изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является нераспознаваемой без специальных приспособлений. Подобное изложение информации Банка искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон "О рекламе".
Из информации, представленной рекламораспространителем - ИП <_> от 17.10.2012 N 52, следует, что рекламодателем вышеуказанной информации является ОАО "Плюс Банк" (договор на распространение рекламы от 10.02.2012 N 59, приложение N 1 к договору N 59 от 10.02.2012, платежное поручение N 7 от 09.10.2012, N 10 07.09.2012).
В пояснениях ОАО "Плюс Банк" от 15.11.12 N 04-12/14320 указано "Федеральный закон "О рекламе" не содержит положений, согласно которым текст на рекламных конструкциях должен быть выполнен шрифтом одинакового размера.
Указанный федеральный закон также не содержит указания о том, что читаемость всех частей текста на рекламной конструкции должна обеспечиваться на любом расстоянии от рекламной конструкции.
При размещении рекламной конструкции необходимо лишь обеспечить читаемость текста рекламного сообщения с точки обзора, доступной потребителю рекламы и не создающей потребителя неудобств.
Цель рекламирования банковских вкладов заключается не в импульсном восприятии информации (быстром и четком осознании предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания), а в формировании первичного интереса и побуждении потребителя обратиться в соответствующую кредитную организацию за подробной информацией. Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Западно - Сибирского округа от 20 ноября 2007 NФ04-8000/2007, в котором указано, что реклама не может и не должна содержать весь объем информации, которых может быть предоставлен клиенту банка по конкретной услуге. В предоставленных макетах изложения условий вклада отвечают требованиям ст. 28 ФЗ "О рекламе"".
Омское УФАС России не может согласиться с указанными доводами Общества, по следующим основаниям:
В соответствии с общими требованиями статьи 5 Федерального Закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной, в т.ч. не допускается реклама, которая способна ввести в заблуждение потребителя рекламы.
При этом, рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.
1) Общество поясняет, что "рекламный щит, расположенный согласно приложению N 1 по адресу Красный путь - ул. 7-я Северная, установлен на пешеходном тротуаре. Таким образом, для потребителя обеспечена возможность подойти на доступное расстояние и полностью ознакомиться с содержанием рекламного материала"
Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом, т.к. рекламная конструкция N 15С Компаньон (призматрон), установлена на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная, непосредственно у автомобильной дороги, направлена на проезжую часть по направлению к остановке общественного транспорта "Водники". Наружная реклама финансовой услуги Банка, помимо пешеходов, ориентирована в т.ч. на лиц, перемещающихся на автотранспорте по улицам Красный путь и 7-я Северная. При этом, интенсивное дорожное движение, размер шрифта, которым написаны существенные условия размещения вклада "12 %* + 1 % в подарок **", а также ограниченное время доступности информации (время экспозиции одной грани рекламного изображения на призматроне составляет 10 секунд) не позволяет потребителю рекламы ознакомиться со всей существенной информацией о рекламируемом Банком товаре.
2) Общество поясняет, что "рекламный щит, расположенный согласно приложению N 1 по адресу Ленинградский мост-пост ГАИ - ул. Енисейская, расположен возле проезжей части, возле него имеется место для парковки автомобиля, что так же обеспечивает потребителю возможность подробно ознакомится с указанными в рекламном материале условиями".
Омское УФАС России не может согласиться и с данным доводом, т.к. рекламная конструкция (N 5К Компаньон 3х12м.), установленная на пересечении Ленинградский мост - ул. Енисейская (согласно паспорта рекламного места N 1175-99рм - Ленинградский мост - поворот на 70 лет Октября), находится при съезде с моста по правую сторону от направления движения и направлена на встречную полосу движения автотранспорта. При этом, интенсивность дорожного движения при проезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская (повороте на ул. 70 лет Октября) не позволяет водителям, пассажирам общественного транспорта (потребителям рекламы) сконцентрировать свое внимание на информации, изложенной мелким, нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного изображения.
При этом, Банком при распространении рекламы подобным способом не учтено и то обстоятельство, что неуказание законодателем в Федеральном законе "О рекламе" размера шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной при восприятии и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
Формальное присутствие в рекламе иных условий вклада "12 % + 1 % в подарок", влияющих на доходы и расходы лиц, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроках вклада, реальной процентной ставки, возможности и условия досрочного расторжения договора вклада и т.п.).
Пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", установлено, что "если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями".
Таким образом, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя Банка, Омское УФАС России пришло к выводу о том, что реклама Банка, размещенная подобным способом (размещенная на рекламных конструкциях вдоль автомобильных дорог), и в подобным виде (с изложением существенной информации о рекламируемой услуге мелким, трудным для восприятия потребителем шрифтом) не позволяет потребителям рекламы в полной мере ознакомиться с условиями финансовой услуги, осознано принять решение о совершении действий, предваряющих заключение договора банковского вклада (например, идти или не идти в банк, вносить средства во вклад или продолжать их хранить дома и т.п.).
Соответственно, изложение рекламной информации Банка об условиях вклада "12 % + 1 % в подарок" подобным образом нарушает требования пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе, выраженное в недоведении до потребителя существенной информации об условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, в связи с чем, потребители вводятся в заблуждение в отношении условий предлагаемой финансовой услуги.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 и статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО "Плюс Банк" "Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО "Плюс Банк"_", нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", поскольку в ней фактически отсутствует часть существенной информации об условиях вклада, что искажает содержание рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
2. Выдать ОАО "Плюс Банк" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Плюс Банк".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 ноября 2012 г. N 06-10.1/65-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016